Весенняя ночь белов гдз
Практическая часть.. Сочно, красочно изображает Василий Белов в своем рассказе весеннюю ночь, используя яркие, неожиданные метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения…Они позволяют увидеть весну живым существом со своеобразным характером
Задание:.В отрывке от слов «Весной в родимом лесу…» и до слов «Да не будет конца» найдите эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения.
- …первый трескучий гром чисто и смело прокатился над миром. Будто раскатилась каменка нездешней, какой-то сказочно богатырской бани.
- Весь мир и вся Вселенная встают на дыбы
- Дождь прошипел
- Жизнь и земля со всей природой выходят из своих берегов
- Земля продолжает сопеть и попискивать
- Золотые столбы испарений поднимаются в лесных прогалинах, словно добрые призраки
- Маленькие, в детский ноготок, листья
- Зелень полян теряет свою свежесть
- Ленивеют и толстеют в небе облака
- Огрубевшие громы
- Меж миллионов корней, враждующих и борющихся за ее кровь
- Все умирает, засыпает, будто в похмельном сне
- Молния сиганула
- Сшиблись широкими лбами темные облака
- Ушла…поверженная апрелем зима
- Яростно-багровое солнце
Почему долгожданная весна названа «радостно-страшной»?
новое выразительное средство Оксюморон-стилистическая фигура
сочетание слов с противоположным значением( сочетание несочетаемого)
Комментарий учителя. Ночь, когда весна полновластной хозяйкой вступает в свои права, изменяет мир вокруг. Эти перемены могут быть и радостными, и пугающими своей неизвестностью. Человек осознаёт величие природы, возрождающейся к новой жизни, и собственную беспомощность перед лицом вечности.
— Какой смысл автор вкладывает в выражение «безжалостное счастье»?
«Это когда постигают многие люди, что нет нигде ни конца, ни начала».
Какие чувства испытывает автор, описывая весну?
Найдите в тексте строчки, содержащие ответ на вопрос. Каким настроением проникнуты эти описания?
«Везде в мире жизнь и свобода, и сердце сопереживает чувство освобождения: да не будет конца свободе и радости!
Источник
В.И.Белов. «Весенняя ночь»; В.Г.Распутин. «Век живи – век люби».
Тема. В.И.Белов. «Весенняя ночь»; В.Г.Распутин. «Век живи – век люби».
Цель:
· выявить художественные особенности и идеи произведений;
· формировать навыки выразительного чтения, лексической работы, самостоятельной исследовательской работы с текстом;
· воспитывать любовь к родине и родной природе.
Оборудование: мультимедийная презентация.
І. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
1. Сообщение темы урока, постановка целей и задач.
2. Слово учителя.
Родина… Родные места… Какой-то необъяснимой силой обладают они! Любовь к Родине, к ее народу, традициям, истории, родной природе, желание сделать свою страну еще прекрасней является источником вдохновения художников, композиторов. Тема Родины, родной природы звучит в творчестве поэтов и писателей 19-20 вв.
3. Анализ рассказа В.Белова «Весенняя ночь».
3.1. Сообщение подготовленного ученика о В.И.Белове.
Василий Иванович Белов, прозаик. Родился в 1932 году в вологодской деревне Тимонихе в семье крестьянина, погибшего на войне. Рано, еще мальчишкой, начал работать в колхозе, помогая матери поднимать младших четверых детей.
Окончив сельскую семилетнюю школу, уехал в город Сокол, где в школе фабрично-заводского обучения получил специальность плотника и столяра. Потом освоил специальность моториста, а позже — и электромонтера. Во время службы в армии выучился на радиотелеграфиста.
Но очень скоро обнаружилось, что подлинным его призванием была литература, писательский труд. Он жил в Вологде, писал очерки, статьи, стал сотрудником районной газеты, но больше всего любил поэзию и писал стихи, поступил учиться в Литературный институт им. М.Горького. Поэтом Белов не стал, хотя его первой книгой, появившейся в 1961, был сборник стихов "Деревенька моя лесная". В том же году была опубликована повесть "Деревня Бердяйка", с которой начался известный всем прозаик Белов. Окончив институт, вернулся в Вологду, отдавая все силы и время литературному творчеству.
В.Белов не оставляет публицистику, страстно выступая в своих статьях в защиту небольших русских деревень, болеет за сохранение величайшего национального достояния — русского языка.
По силе и яркости своего творчества В.И. Белов сегодня один из самых значительных русских писателей.
Широко известна благотворительность Белова. Близ своей деревни Тимонихи он восстановил разрушенную церковь Успения. Собственноручно настилал полы, сделал по всем канонам престол, иконостас. В течение трех лет вкладывал свои сбережения в восстановительные работы.
Живет и работает Василий Белов в Вологде, но часто и подолгу бывает в родной Тимонихе.
3.2. Беседа по содержанию.
— Понравился ли вам рассказ В.Белова «Весенняя ночь»? Чем?
— Какие смысловые части можно выделить в рассказе?
— Каким настроением проникнуты эти описания?
3.3. Исследовательская работа с текстом.
— Выпишите из текста слова и словосочетания, воссоздающие облик весны. Назовите изобразительные средства.
Олицетворения, эпитеты, метафоры, сравнения позволяют увидеть весну как живое существо со своеобразным характером.
— Каким чувством проникнуто описание? Найдите в тексте строчки, содержащие ответ на вопрос.
— Почему долгожданная весна названа «радостно-страшной»?
— Какой смысл автор вкладывает в выражение «безжалостное счастье»? «Это тогда постигают многие люди, что нет нигде ни конца, ни начала».
Ночь, когда весна полновластной хозяйкой вступает в свои права, изменяет мир вокруг. Эти перемены могут быть и радостными, и пугающими своей неизвестностью. Человек осознаёт величие природы, возрождающейся к новой жизни, и собственную беспомощность перед лицом вечности.
— Выпишите из текста слова и словосочетания, передающие описание лета.
— В каких строчках передано авторское восприятие этого времени года?
3.4. Лексическая работа.
Разнузданный – дошедший до крайней распущенности, беззастенчивости.
3.5. Продолжение исследовательской работы с текстом.
— Прочитайте фразу, передающую настроение сентябрьских дней.
— Какие глаголы передают состояние зимней природы?
— Какой ответ даёт автор на вопрос: «Зачем же, ради чего была тогда и весна?»
3.6.Обращение к учебнику. Чтение статьи «В мире художественного слова В.И.Белова».
— Назовите отличительные признаки стихотворения в прозе.
Отсутствие ритма и рифмы, членение текста на небольшие абзацы, ослабленный сюжет, обращение к чувствам лирического героя, выражение личных переживаний и впечатлений.
4. Анализ рассказа В.Распутина «Век живи – век люби».
4.1. Сообщение подготовленного ученика о В.Г.Распутине.
Валентин Григорьевич Распутин родился в 1937 году в крестьянской семье. Мать — Распутина Нина Ивановна, отец — Распутин Григорий Никитич. Детство Валентин Григорьевич провел в родной деревне Аталанка в Иркутской области. Закончив местную начальную школу, он вынужден был один уехать за пятьдесят километров от дома, где находилась средняя школа (об этом периоде впоследствии будет создан знаменитый рассказ «Уроки французского»). После школы поступил на историко-филологический факультет Иркутского государственного университета. В студенческие годы он стал внештатным корреспондентом молодёжной газеты. Один из его очерков обратил на себя внимание редактора. Позже этот очерк под заголовком «Я забыл спросить у Лёшки» был опубликован в альманахе «Ангара» (1961).
Живёт и работает в Иркутске и Москве.
4.2. Слово учителя.
Впечатления детства навсегда остаются в душе любого человека, а особенно в душе художника. Подобные мысли В.Распутин выражал неоднократно: «Я уверен, что писателем человека делает детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать всё то, что даёт ему затем право взяться за перо».
Такой памятью сердца и сопереживанием наделены герои произведений В.Распутина.
— Что поразило Саню в лесу?
Человек в рассказах В.Распутина – существо, себя самого удивляющее тем, что в нём сокрыто.
Стечением удачных для него обстоятельств герой рассказа, Саня, остаётся совсем один в деревне, обретает хоть на какое-то время столь желанную полную самостоятельность. Его берёт с собой в дальнее, заповедное место тайги на сбор голубицы мужик Митяй. С ними же идёт и некий дядя Володя. Этот поход стал для героя повести чудным мгновением открытия мира в его живой, многоликой и таинственной полноте, а через мир – и самого себя.
4.3. Выразительное чтение фрагмента от начала до слов «…есть ли в нем и достаточно ли того, что есть, для какого-то исполнения».
— Определите значение слова «поддувно» в контексте фразы: «Костёр … принялся поддувно и сердито завывать».
«Поддувно» от слова «дуть». От сильного ветра огонь начинает разгораться.
— Найдите строчки, в которых передано восхищение красотой ночи, ощущение ожидания необыкновенных событий, которые должны непременно произойти.
— Объясните лексическое значение слова «предел».
— Какие чувства испытывает Саня? Найдите строчки, содержащие ответ на вопрос.
4.4. Слово учителя.
Пятнадцатилетний Саня только начинает осознавать себя как личность. Юный герой пытается найти ответы на волнующие его вопросы, остро переживает момент своего самоопределения. Что он за человек? Какова же его природа, зачем он явился на землю и что такое мир, где он оказался? Вечные вопросы, но для Сани они первые, только в нём возникшие, и разрешить их нужно именно ему и для себя. Пока герой не находит ответа, но Саня верит – разгадка близко.
4.5. Выразительное чтение фрагмента от слов «Дождь опять стал примолкать, во вздымающемся воздухе ощутимо донёсся запах багульника и кедровой смолы…» до слов «Больше Саню уже ничего не могло разбудить».
— Почему Сане показалось, что «тьма единым широким вздохом вздохнула печально»?
— Объясните лексическое значение слова «возвеченному». (Звучащему в веках).
4.6. Выразительное чтение фрагмента от слов «Его растормошил Митяй» и до конца рассказа.
— Какие чувства испытывает Саня утром? Найдите строчки, содержащие ответ на вопрос.
— Определите лексическое значение слова «звездчато».
— Нашёл ли герой разгадку тайны, которая мучила его ночью?
— Какие слова передают смятение души героя?
4.7. Слово учителя.
При всем мучении этой неопределённостью распутинского героя посещает сомнение: не лучше ли она, чем преждевременная, самодовольная определенность: «Нет, слишком велик и ничему не подвластен, слишком вышен и всеславен был он, этот день, чтобы поддался он хоть какому-нибудь умственному извлечению из себя».
Вышен и всеславен – исполнен значимости, великолепия.
III. Подведение итогов урока.
- — Что увидел и почувствовал Саня в таёжном лесу? На основании своего ответа сделайте вывод о характере мальчика.
Подросток проникает в настоящий первозданный храм Природы, где ему, чуткому, сознательному, чувствующему созданию, она открывает свою настоящую жизнь, во всех сменах блистательных декораций, от утра, полдня до вечера и ночи. Саня – идеально чист душой, и мир вливается в него в своей истинной красоте и величии.
Как только все трое вышли из заповедных мест тайги, то и природа как бы свернула роскошный покров своего пиршества. «И тут-то на этом новом фоне особенно отчётливо дошли до слуха Сани неразборчивые и недружелюбные голоса дяди Володи и Митяя».
Оказалось, всю ягоду, которую с таким азартом собрал Саня, надо выбросить: в оцинкованном ведре она вся отравленная, негодная. Дядя Володя это заметил сразу, но из какого-то странного злорадства не предупредил паренька. Всё перевернулось в душе юноши, был он и вознесён и восхищён, и повержен и оскорблён. Мир обернулся своей гадкой стороной. Может, самого дядю Володю когда-то так же, или ещё более жестоко, в своё время проучили.
Спит Саня в эту ночь уже дома, и во сне звучат в нём разные голоса. И слышит он в их хоре не только те, какие ему знакомы и ведомы, но… «один голос произнёс такое, такие грязные и грубые слова и таким привычно-уверенным тоном, чего в нём не было и никогда не могло быть. Он проснулся в ужасе: что это? Кто это? Откуда в нём это взялось?» Этим вопросом заканчивается произведение.
- — Почему рассказ В.Распутина называется «Век живи – век люби»?
Это название звучит как наказ автора беречь в себе доброе отношение к людям и миру вопреки невзгодам.
IV. Домашнее задание.
1.Прочитать статью, посвящённую творчеству Д.Дефо, с.145-146, ч.2.
2.Подготовить художественный пересказ отрывка произведения «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо», с.147-161, ч.2.
Источник
Издательство Родная Ладога
Весной в родимом лесу нечаянно-быстро приходит та радостно-страшная ночь, когда весь мир и вся Вселенная встают на дыбы. Жизнь и земля со всею природой выходят из своих берегов и топят душу в безжалостном счастье. Это тогда постигают многие люди, что нет нигде ни конца, ни начала.
Прошла единственная минута, короткий момент исчезания последнего холода. Ушла, изморилась вконец поверженная апрелем зима. Вот в тревожной темени родилось и двинулось всесветное, уже не слоистое, а тугое, плотное тепло, превращая себя в мощный и ровный ветер. Дрогнули готовые распуститься дерева. Где-то в невидимом, но почти осязаемом небе сшиблись широкими лбами темные облака. Неяркая вешняя молния сиганула в лесную теплую мглу, и первый трескучий гром чисто и смело прокатился над миром.
Будто раскатилась каменка нездешней, какой-то сказочно богатырской бани.
Странная тишина томится в лесу после этого грохота. Ветер не дует, а давит сплошь, все замирает.
Дождь прошипел в ночи обильно и коротко. Везде в снующей, исчезающей темени сопит пахнущая корнями земля: это зашевелились в несметном числе травяные ростки, поднимая и распахивая прошлогодние листья, хвоинки и сгнивающие сучки.
Утром золотые столбы испарений поднимаются в лесных прогалинах, словно добрые призраки, они безмолвно и быстро меняют свои исполинские контуры. На березах еле слышно оживают размякшие ветки, от лопающихся почек они тоже меняются, делают свой уток и основу. На восходе легко и неторопливо выпрастываются из почек маленькие, в детский ноготок, листочки. Солнце выходит очень быстро. Яростно-новое, с неопределенными очертаниями, оно греет еще бледную, но густеющую с каждой минутой зелень березняка. Птицы поют взахлеб, земля продолжает сопеть и попискивать, все поминутно меняет свой образ. Везде в мире жизнь и свобода, и сердце сопереживает чувство освобождения: да не будет конца свободе и радости!
Да не будет конца. Но там, за чередою весенних дней, земля уж обрастает жирной травой. Зелень полян незаметно теряет свою первозданную свежесть, и жесткими бородавками покрывается когда-то нежный березовый лист. Ленивеют и толстеют в небе опаловые облака, идущие все в одну сторону, надменно, самодовольно начинают рычать огрубевшие громы. И тогда в лесистых чащобах рождаются полчища кровожадного гнуса, ползут и ползут по веткам бородатые мхи. В земле, меж миллионов корней, враждующих и борющихся за ее кровь, цепко ветвятся, проползают грибницы. И никому не известно, что творится в темном земном нутре, только поверх тут и там поднимаются красные шапки мухоморов. В такую пору в лесу впервые ощущается запах гнили. Еще не стихло зеленое, разнузданное пиршество лета, а нити грибных дождей уже напрасно сшивают самобранную июльскую скатерть: в сентябре одно за другим все умирает, засыпает будто в похмельном сне.
Зачем же, ради чего была тогда и весна? Если в декабре снова все в мире оцепенело, если опять все сковано ледяными цепями, белою снежною шубой?
Но снова ждешь почему-то такой же весенней ночи. Ждешь, хотя знаешь, что с нею придет то же самое и что все будет точь-в-точь, как и раньше.
Источник
Урок 8 Родная природа в произведениях русских писателей 20 века В.Белов Рассказ «Весенняя ночь»
Практическая часть.. Сочно, красочно изображает Василий Белов в своем рассказе весеннюю ночь, используя яркие, неожиданные метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения…Они позволяют увидеть весну живым существом со своеобразным характером
Задание:.В отрывке от слов «Весной в родимом лесу…» и до слов «Да не будет конца» найдите эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения.
- …первый трескучий гром чисто и смело прокатился над миром. Будто раскатилась каменка нездешней, какой-то сказочно богатырской бани.
- Весь мир и вся Вселенная встают на дыбы
- Дождь прошипел
- Жизнь и земля со всей природой выходят из своих берегов
- Земля продолжает сопеть и попискивать
- Золотые столбы испарений поднимаются в лесных прогалинах, словно добрые призраки
- Маленькие, в детский ноготок, листья
- Зелень полян теряет свою свежесть
- Ленивеют и толстеют в небе облака
- Огрубевшие громы
- Меж миллионов корней, враждующих и борющихся за ее кровь
- Все умирает, засыпает, будто в похмельном сне
- Молния сиганула
- Сшиблись широкими лбами темные облака
- Ушла…поверженная апрелем зима
- Яростно-багровое солнце
Почему долгожданная весна названа «радостно-страшной»?
новое выразительное средство Оксюморон-стилистическая фигура
сочетание слов с противоположным значением( сочетание несочетаемого)
Комментарий учителя. Ночь, когда весна полновластной хозяйкой вступает в свои права, изменяет мир вокруг. Эти перемены могут быть и радостными, и пугающими своей неизвестностью. Человек осознаёт величие природы, возрождающейся к новой жизни, и собственную беспомощность перед лицом вечности.
— Какой смысл автор вкладывает в выражение «безжалостное счастье»?
«Это когда постигают многие люди, что нет нигде ни конца, ни начала».
Какие чувства испытывает автор, описывая весну?
Найдите в тексте строчки, содержащие ответ на вопрос. Каким настроением проникнуты эти описания?
«Везде в мире жизнь и свобода, и сердце сопереживает чувство освобождения: да не будет конца свободе и радости!
Источник