9 ноября — день памяти преподобного Нестора Летописца, Печерского
Преподобный Нестор Летописец родился в 50-х годах ХI века в Киеве. Юношей он пришел к преподобному Феодосию († 1074, память 3 мая) и стал послушником. Постриг Преподобного Нестора преемник преподобного Феодосия, игумен Стефан. При нем же он был посвящен во иеродиакона.
Преподобный Нестор Летописец
О его высокой духовной жизни говорит то, что он в числе других преподобных отцов участвовал в изгнании беса из Никиты затворника (впоследствии Новгородского святителя, память 31 января), прельщенного в иудейское мудрствование. Преподобный Нестор глубоко ценил истинное знание, соединенное со смирением и покаянием. «Великая бывает польза от учения книжного,- говорил он,- книги наказуют и учат нас пути к покаянию, ибо от книжных слов обретаем мудрость и воздержание. Это реки, напояющие вселенную, от которых исходит мудрость. В книгах неисчетная глубина, ими утешаемся в печали, они узда воздержания. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то приобретешь великую пользу для своей души. Ибо тот, кто читает книги, беседует с Богом или святыми мужами».
В монастыре преподобный Нестор нес послушание летописца. В 80-х годах он написал «Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба» в связи с перенесением их святых мощей в Вышгород в 1072 году (память 2 мая). В 80-х годах преподобный Нестор составил житие преподобного Феодосия Печерского, а в 1091 году, накануне престольного праздника Печерской обители, игумен Иоанн поручил ему ископать из земли для перенесения в храм святые мощи преподобного Феодосия (память обретения 14 августа).
Главным подвигом жизни преподобного Нестора было составление к 1112-1113 годам «Повести временных лет». «Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть» — так с первых строк определил цель своего труда преподобный Нестор. Необычайно широкий круг источников (предшествующие русские летописные своды и сказания, монастырские записи, византийские хроники Иоанна Малалы и Георгия Амартола, различные исторические сборники, рассказы старца-боярина Яна Вышатича, торговцев, воинов, путешественников), осмысленных с единой, строго церковной точки зрения, позволил преподобному Нестору написать историю Руси как составную часть всемирной истории, истории спасения человеческого рода.
Инок-патриот излагает историю Русской Церкви в главных моментах ее исторического становления. Он говорит о первом упоминании своего народа в церковных источниках — в 866 году, при святом патриархе Константинопольском Фотии; повествует о создании славянской грамоты святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием, о Крещении святой равноапостольной Ольги в Константинополе. Летопись преподобного Нестора сохранила нам рассказ о первом православном храме в Киеве (под 945 годом) об исповедническом подвиге святых варягов-мучеников (под 983 годом), о «испытании вер» святым равноапостольным Владимиром (986 год) и Крещении Руси (988 год). Первому церковному историку обязаны мы сведениями о первых митрополитах Русской Церкви, о возникновении Печерской обители, о ее основателях и подвижниках. Время преподобного Нестора было нелегким. Русь терзали княжеские междоусобицы, степные кочевники-половцы хищными набегами разоряли города и села, угоняли в рабство людей, сжигали храмы и обители. Преподобный Нестор был очевидцем разгрома Печерской обители в 1096 году. В летописи дано богословское осмысление отечественной истории. Духовная глубина, историческая верность и патриотизм » Повести временных лет» ставят ее в ряд высочайших творений мировой письменности.
Преподобный Нестор скончался около 1114 года, завещав печерским инокам-летописцам продолжение своего великого труда. Его преемниками в летописании стали игумен Сильвестр, придавший современный вид «Повести временных лет», игумен Моисей Выдубицкий, продливший ее до 1200 года, наконец, игумен Лаврентий, написавший в 1377 году древнейший из дошедших до нас списков, сохранивших «Повесть» преподобного Нестора («Лаврентьевскую летопись»). Наследником агиографической традиции печерского подвижника стал святитель Симон, епископ Владимирский († 1226, память 10 мая), спасатель «Киево-Печерского Патерика». Рассказывая о событиях, связанных с жизнью святых угодников Божиих, святитель Симон нередко ссылается, среди других источников, на Летописи преподобного Нестора.
Преподобный Нестор погребен в Ближних пещерах преподобного Антония Печерского. Память его Церковь чтит также вместе с Собором отцов, в Ближних пещерах почивающих, 28 сентября и во 2-ю Неделю Великого поста, когда празднуется Собор всех Киево-Печерских отцов.
Творения его издавались много раз. Последние научные издания: «Повесть временных лет», М.-Л., 1950: «Житие Феодосия Печерского» — в «Изборнике» (М., 1969; параллельно древнерусский текст и современный перевод).
Молитвы
Тропарь преподобному Нестору Летописцу, Печерскому, в Ближних пещерах, глас 4
Вели́ких князе́й ру́сских дея́ния/ и преподо́бных оте́ц Пече́рских жития́ и чудеса́ написа́вый,/ свое́ же, Богому́дре Не́сторе, мно́гих ти ра́ди доброде́телей и́мя/ напи́сано на Небеси́ стяжа́вый,// моли́ и нам написа́тися в Кни́ги Живо́тныя.
Кондак преподобному Нестору Летописцу, Печерскому, в Ближних пещерах, глас 2
Я́ко сый Богоно́снаго Феодо́сия учени́к/ и и́стинный жития́ того́ подража́тель,/ пе́рвый честны́х его́ моще́й самови́дец бы́ти сподо́бился еси́,/ я́же с про́чиими святоле́пно прене́с,/ насле́дил еси́ с те́миже Ца́рство Небе́сное,// е́же получи́ти и нам, чту́щим тя, Го́сподеви моли́ся.
Молитва преподобному Нестору Летописцу, Печерскому, в Ближних пещерах
О, преподо́бне о́тче, прему́дре наста́вниче и Боголюбе́зне подви́жниче Не́сторе Летописче! Предстоя́й со дерзнове́нием престо́лу Ве́чныя Сла́вы, не забу́ди на́с гре́шных и недосто́йных, бу́рями страсте́й отягче́нных, и хода́тайством твои́м непреста́нным защити́ страну́ на́шу, тебе́ при́сную, и соотчии твоя́ от вся́ких зо́л и скорбе́й. Утверди́ се́рдца на́ша в правосла́вней ве́ре, оте́чество свое́ научи́ люби́ти и в братолю́бии кре́пце пребыва́ти. Наста́ви на́с на стези́ спасе́ния, да моли́твами твои́ми, засту́пниче на́ш, вни́дем в ве́чное Ца́рство сла́вы, восхваля́юще Го́спода и прославля́юще твое́ заступле́ние во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Источник
Нестор Летописец: традиции и приметы на 9 ноября
9 ноября по народному и церковному календарям – день памяти Нестора Летописца, монаха Киево-Печерского монастыря. Его считают одним из авторов произведения, имеющего фундаментальное значение для славянской культуры, – «Повести временных лет».
Нестор Летописец (1056-1114 гг.) прославился не только в православной, но и в мировой истории. В своих трудах он подробно рассказал о жизни и деяниях первых князей русских. Преподобный также был автором житий многих христианских святых. Он был очень образованным: знал философию, историю, греческий язык.
9 ноября: традиции и обычаи дня
Наши пращуры к этому времени открывали санный путь. По этому поводу говорили: «С Нестора мужик в сани забирается».
9 ноября отмечаются именины у Прасковьи. Накануне этого дня принято давать обещания и завершать дела. Древние славяне верили, что если до ночи 9 ноября закончить обещанную работу, то святая Прасковья исполнит любое желание.
В старину в этот день женщины ткали «обыденную пелену». Делали это с 9 на 10 ноября в глубоком молчании. Во имя исполнения заветных дум или для выздоровления близкого человека выполняли нелегкую работу. По народному поверью, если в доме кто-то болен или человек несёт в своих думах достойное желание, то нужно принять зарок, взять на себя дело и сосредоточенно в полном молчании его выполнить. Хозяйки отчесывали лён, выкатывали кудель, пряли и ткали плат. Родственницы приходили им помочь. Утром на Параскеву Пятницу (10 ноября) готовый плат несли святить в церковь.
Если в доме случилось несчастье (кто-то заболел, эпидемия, бедствия), то дайте 9 ноября зарок и обязательно выполните его. А утром на следующий день идите в церковь и помолитесь Прасковье. Святая обязательно поможет, и в жизни наступит светлая полоса. Если не выполните данную 9 ноября клятву, то накликаете на себя беду. Поэтому будьте осторожны в этот день с обещаниями.
Творческим личностям (актёрам, певцам) нельзя 9 ноября принимать в дар цветы. В противном случае слава скоро угаснет. Доктор, проводящий в этот день операцию, должен надеть перчатку сначала на левую кисть, а потом – на правую.
Считалось, что в этот день озёра и реки покрываются льдом и наступают первые морозы. Народные приметы 9 ноября предсказывали погоду:
- Если на протяжении нескольких дней сильный ветер дует в одном направлении, то будут осадки.
- Если на деревьях иней, то скоро будет мороз.
- Утром туман – к оттепели.
- Если снег выпал на сырую землю, ждите ранней весны и много подснежников.
- Если гусь на воду выходит и долго плавает, то похолодает нескоро.
Люди, рожденные в этот день, наделены писательским даром. В качестве талисмана им подходит обсидиан. Этот камень защищает от дурных мыслей и деяний, снимает напряжение и помогает мыслить ясно и трезво. Также обсидиан оберегает от порчи и сглаза. Люди, использующие его в качестве оберега, становятся сильнее духом и заряжаются жизненной силой и энергией.
Источник
День преподобного Нестора Летописца
Преподобный Нестор Летописец родился в 50-х годах 11 века в Киеве. Юношей он пришел к преподобному Феодосию и стал послушником. Постриг Преподобного Нестора преемник преподобного Феодосия, игумен Стефан. При нем же он был посвящен во иеродиакона. О его высокой духовной жизни говорит то, что он в числе других преподобных отцов участвовал в изгнании беса из Никиты затворника (впоследствии Новгородского святителя, память 31 января), увлекшегося иудейским мудрствованием.
Преподобный Нестор глубоко ценил истинное знание, соединенное со смирением и покаянием. В монастыре преподобный Нестор нес послушание летописца. В 80-х годах 11 века он написал «Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба» в связи с перенесением их святых мощей в Вышгород в 1072 году, а также составил житие преподобного Феодосия Печерского.
Главным подвигом жизни преподобного Нестора было составление к 1112-1113 годам «Повести временных лет». Необычайно широкий круг источников (предшествующие русские летописные своды и сказания, монастырские записи, византийские, различные исторические сборники, рассказы старца-боярина Яна Вышатича, торговцев, воинов, путешественников), осмысленных с единой, строго церковной точки зрения, позволили преподобному Нестору написать историю Руси как составную часть всемирной истории, истории спасения человеческого рода.
Инок-патриот излагает историю Русской Церкви в главных моментах ее исторического становления. Он говорит о первом упоминании русского народа в церковных источниках — в 866 году, при святом патриархе Константинопольском Фотии; повествует о создании славянской грамоты святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием, о Крещении святой равноапостольной Ольги в Константинополе.
Летопись преподобного Нестора сохранила нам рассказ о первом православном храме в Киеве (945), об исповедническом подвиге святых варягов-мучеников (983), о «испытании вер» святым равноапостольным Владимиром (986) и Крещении Руси (988). Первому русскому церковному историку обязаны мы сведениями о первых митрополитах Русской Церкви, о возникновении Печерской обители, о ее основателях и подвижниках.
Время преподобного Нестора было нелегким для Русской земли и Русской Церкви. Русь терзали княжеские междоусобицы, степные кочевники-половцы хищными набегами разоряли города и села, угоняли в рабство русских людей, сжигали храмы и обители. Преподобный Нестор был очевидцем разгрома Печерской обители в 1096 году. В летописи дано богословское осмысление отечественной истории. Духовная глубина, историческая верность и патриотизм «Повести временных лет» ставят ее в ряд высочайших творений мировой письменности.
Преподобный Нестор скончался примерно в 1114 году, завещав печерским инокам-летописцам продолжение своего труда. Его преемниками в летописании стали игумен Сильвестр, придавший современный вид «Повести временных лет», игумен Моисей Выдубицкий, продливший ее до 1200 года, наконец, игумен Лаврентий, написавший в 1377 году древнейший из дошедших до нас списков, сохранивших «Повесть» преподобного Нестора («Лаврентьевскую летопись»).
Преподобный Нестор погребен в Ближних пещерах преподобного Антония Печерского.
Источник
9 ноября. Память преподобного Нестора Летописца, Печерского, в Ближних пещерах
В этот день совершается память:
Мученика Нестора Солунского (ок. 306).
Преподобного Нестора Летописца, Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1114). Преподобного Нестора, некнижного, Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Обретение мощей благоверного князя Андрея Смоленского в Переславле-Залесском (1539). Мученицы Капитолины и Еротииды (304). Мученика Марка и иже с ним.
Преподобномученика Сергия Чернухина (1942).
Мученик Нестор Солунский
Мученик Нестор Солунский пострадал за Христа в г. Солуни около 306 года. Во время устроенного имп. Максимианом кровавого зрелища некто Лий был вторым Голиафом для потехи нечестивого царя. Он сбрасывал с высокого помоста христиан на множество копий и других орудий, острием вверх натыканных под мостом. Юный Нестор добровольно вступил в борьбу с огромным и свирепым Лием и победил его. После этого он был схвачен и усечен мечом.
Преподобный Нестор Летописец
Нестор Летописец сохранил для нас историю становления православной Руси. Родившийся в Киеве в середине XI века, он юношей ушел в Печерскую обитель, принял постриг и, как знаток книжной мудрости, нес послушание летописца. Главным подвигом его жизни стало создание «Повести временных лет», исторического свода, в котором рассказано о создании славянской грамоты святыми Кириллом и Мефодием, о Крещении княгини Ольги, об «испытании вер» князем Владимиром, Крещении им Руси и других важных событиях. Своими трудами он призывал относиться к истории как проявлению промысла Божиего и любить чтение святых отцов: «Великая бывает польза от учения книжного, книги наказуют и учат нас пути к покаянию, ибо от книжных слов обретаем мудрость и воздержание… тот, кто читает книги, беседует с Богом или святыми мужами».
Благоверный князь Андрей Смоленский
Святой благоверный князь Андрей был сыном смоленского князя Феодора Фоминского. Еще в юные годы, тяготясь распрями братьев, он оставил город и простым странником пришел в Переславль-Залесский. В смирении и кротости прослужил 30 лет пономарем в храме Святителя Николая, около которого и был погребен. После его смерти нашли наследственный княжеский перстень, золотую цепь и записку со словами: «Аз есмь Андрей, един от Смоленских князей». Мощи святого обрели в 1539 г. по ходатайству преподобного Даниила Переяславского.
Священное Писание
1 Сол., 262 зач., I, 1-5
1 Павел и Силуан и Тимофей — церкви Фессалоникской в Боге Отце и Господе Иисусе Христе: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
2 Всегда благодарим Бога за всех вас, вспоминая о вас в молитвах наших, 3 непрестанно памятуя ваше дело веры и труд любви и терпение упования на Господа нашего Иисуса Христа пред Богом и Отцем нашим, 4 зная избрание ваше, возлюбленные Богом братия; 5 потому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе, и со многим удостоверением, как вы сами знаете, каковы были мы для вас между вами.
Лк., 52 зач., X, 22-24
22 И, обратившись к ученикам, сказал: всё предано Мне Отцем Моим; и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.
23 И, обратившись к ученикам, сказал им особо: блаженны очи, видящие то, что вы видите!
24 ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что́ вы видите, и не видели, и слышать, что́ вы слышите, и не слышали.
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
1 Фес. 1, 1-5; Лк. 10, 22-24
«Кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть». Сын же был на земле и все нужное нам открыл Сам и через Духа Святого, действовавшего в апостолах. Следовательно, что найдешь в Евангелии и апостольских писаниях, то только и будешь и можешь знать об Отце и Божеских вещах. Больше этого не ищи и помимо этого не думай где-либо еще найти истину о Боге и планах Божиих. Каким великим сокровищем обладаем мы. Все уже сказано. Не ломай головы, а только с верою прими что открыто. Открыто, что Бог един по существу и троичен в лицах -Отец, Сын и Святый Дух, прими это верою и содержи так. Открыто, что Триипостасный Бог все создал словом, все содержит в деснице Своей и о всем промышляет, прими это верою и содержи так. Открыто, что мы были в блаженном состоянии и пали, и что для восстановления и искупления нас Сын Божий, второе лицо Пресвятой Троицы, воплотился, пострадал, умер на кресте, воскрес и вознесся на небо, — прими это верою и содержи так. Открыто, что желающий спастись должен уверовать в Господа и, приняв божественную благодать во св. таинствах, с помощью ее, жить по заповедям Господним, борясь со страстями и похотями посредством соответствующих подвигов, — прими это верою и делай так. Открыто, что кто живет по указанию Господню, тот по смерти поступает в светлые обители, предначаток вечного блаженства, а кто не живет так, тот по смерти предначинает испытывать муки адские, — прими это верою и тем вразумляй и воодушевляй себя на добро и подвиги. Так и все с верою принимай и верно храни. Нет надобности ломать голову на придумывание чего-либо своего; и тех, которые умничают много, не слушай, ибо они пошли не зная куда.
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Никогда не сомневайтесь в том, что Бог присутствует рядом с нами. Достаточно взглянуть на историю, в том числе историю страны нашей, чтобы убедиться, что так оно и есть. Сколько раз в ответ на молитву Господь спасал наш народ и нашу страну! А бесчисленное количество личных историй, человеческих судеб, когда Господь спасал человека не только для жизни вечной, но и на опасных и трудных жизненных путях?
Может ли быть полезно христианину заниматься йогой исключительно как физкультурой?
Йога была создана не для снятия стресса после работы, а как духовная практика. Встречаются секции, где под вывеской йоги предлагается лишь физкультура, но есть риск попасть и в те, где физкультура лишь приманка. При этом есть опасность ввести в соблазн окружающих, которые на нашем примере будут считать, что любая секция йоги духовно безопасна.
О важности духовного рассуждения
Апостол Петр, обращаясь к христианам, говорит: «покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность» (2Пет.1:5). Рассуждение (духовное зрение) – способность правильно оценивать свои силы, верно избирать средства на пути спасения, адекватно воспринимать действительность.
Есть две крайности в духовной жизни — духовная расслабленность и ревность не по разуму.
Духовная расслабленность обычно имеет своим оправданием фразу мы же не монахи, в миру живём. Но ведь и в любых других областях мы редко являемся выдающимися людьми, гениями, но это нас не останавливает в развитии.
Есть примеры, когда миряне ставились в пример даже монахам высокой жизни. Прп. Антонию Великому было открыто Богом, что он не пришёл ещё в меру сапожника. И тот отправился из пустыни в Александрию учиться у него смирению. Или прп. Макарий Великий также из пустыни был послан в город учиться совершенству у двух женщин, бывших жёнами у братьев, и за всё время совместной жизни не сказавших друг другу ни одного злого или обидного слова и никогда не поссорившихся между собою.
Ревность не по разуму случается, когда люди ставят себе задачи не по силам. Очень важно постоянство, а не рывки, например, 3 дня совсем не молился, зато на 4-й молюсь полдня.
Чтобы идти царским путём, следует ориентироваться на опыт Церкви и прислушиваться к совету духовника.
Молитвословия
Тропарь благоверного князя Андрея Смоленского
Блаженство Евангельское возлюбив,/ Богомудре княже Андрее,/ чистоту сердца девством почтил еси/ и, суету мира сего презрев,/ устремился еси зрети Бога,/ Иже тя прослави чудесы/ во врачевании различие страждущих./ Сего ради молим тя:/ проси нам у Христа Господа/ всяких скорбей избавления/ и получение Царства Небеснаго.
Кондак благоверного князя Андрея Смоленского
Насажден во дворех Господних,/ своими преподобными детельми/ в дому святаго Чудотворца Николая/ красно процвел еси,/ мира красоту и славу сего света ни во что вменив,/ Единаго Христа возлюбил еси;/ слез твоих течением напаяем,/ уязвился еси желанием будущих даров./ Темже зовем ти:/ радуйся, святе княже Андрее Смоленский,/ граду Переяславлю похвало/ и всей Российстей земли великое утверждение.
Тропарь преподобного Нестора Летописца, Печерского, в Ближних пещерах
Великих князей русских деяния/ и преподобных отец Печерских жития и чудеса написавый,/ свое же, Богомудре Несторе, многих ти ради добродетелей имя/ написано на небеси стяжавый, моли и нам написатися в Книги Животныя.
Кондак преподобного Нестора Летописца, Печерского, в Ближних пещерах
Яко сый Богоноснаго Феодосия ученик/ и истинный жития того подражатель,/ первый честных его мощей самовидец быти сподобился еси,/ яже с прочиими святолепно пренес,/ наследил еси с темиже Царство Небесное,/ еже получити и нам, чтущим тя, Господеви молися.
Тропарь преподобного Нестора Некнижного
Чист и прав сый сердцем,/ и свят, преподобне Несторе, душею,/ прост же паки и не умея сам чести книг,/ сего ради чтущим я прилежне внимал еси/ и, оная в себе соблюдая, спешно тщался еси исправляти,/ яже яко разумен исполнив, обрел еси Царствие Небесное.
Кондак преподобного Нестора Некнижного
Дивный во святых Своих Господь/ удивися изрядне в сем святем Несторе,/ иже аще и безкнижен сый и прост,/ но превзыде премудрых и посрами книжников,/ чтущих и не творящих,/ наследи блага вечная/ и молит присно еже спастися нам.
Тропарь мученика Нестора
Мученик Твой, Господи, Нестор/ во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего,/ имеяй бо крепость Твою,/ мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощныя дерзости:/ того молитвами// спаси души наша.
Кондак мученика Нестора
Страдальчествовав добре,/ безсмертную славу наследовал еси ныне,/ яко воин изрядный Владыки был еси,/ молитвами Димитрия мученика:/ с ним убо, Несторе мудре,// моля не престай о всех нас.
Приглашаем Вас подписаться на рассылку портала «Православие в Татарстане». Православный календарь, Священное Писание, душеполезные публикации, новости, уведомления о предстоящих церковных событиях и паломнических поездках — всю эту полезную информацию Вы можете получать удобным способом на свой мобильный телефон по WhatsApp. 📲 Для подписки перейдите по .
Источник
Мученик Нестор — христианин с копьем
9 ноября — день памяти святого мученика Нестора Солунского. Этот подвижник, ученик великомученика Димитрия, известен тем, что сбросил на копья силача императора, жестоко убивающего плененных христиан. Его житие доносит до нас одну истину: христианство — не пацифизм. Оно учит прощать личные обиды, но ближнего даже святые защищали не только словом.
Подробное житие святого мученика Нестора Солунского рассказывает нам о событиях ІІІ века нашей эры так: «Лий убил уже много христиан, которых нечестивые насильственно влекли на помост и принуждали бороться с Лием.
В том городе жил юноша, по имени Нестор, крепкий телом, красивый лицом, с едва пробивающеюся бородою. Он был близок к великомученику Димитрию, у коего и научился святой вере. Видя неповинно убиваемых христиан, он воспылал ревностью и вознамерился вступить в борьбу с силачом Лием. Придя к святому Димитрию, находившемуся в темнице, он рассказал ему, как много христиан убил Лий в тот день.
— Помолись обо мне, угодник Божий, — говорил он, — чтобы по твоим святым молитвам Бог помог мне. Я пойду и поборюсь с тем супостатом, одолею его и сниму поношение с христиан.
Святой Димитрий сотворил на челе и персях его крестное знамение, благословил его и предсказал:
— Лия ты победишь и будешь мучим за Христа.
Приняв благословение, святой Нестор тотчас пошел к месту состязания, снял на виду у всех верхние одежды и громко возгласил:
— Я хочу бороться с Лием!
Видя такую смелость юноши, царь изумился и, сожалея о его красоте и молодости, сказал ему:
— Разве ты не видел, сколько победил Лий более храбрых и сильных, чем ты? А ты, невысокий ростом и юный годами, осмеливаешься идти против того, равного которому нет под солнцем.
Нестор ответил на это:
— Если я мал и немощен, то велика и непобедима сила Христа моего, на Коего я надеюсь и во имя Коего я хочу побороться с этим исполином.
Услышав Христово имя и поняв, что Нестор — христианин, царь разгневался и велел ему немедленно идти на помост, думая, что с Нестором случится то же, что и с прочими. Святой Нестор осторожно поднялся на место борьбы, Лий же, шутя и смеясь, стал наступать на святого. Видя приближение Лия, Нестор оградил себя крестным знамением и громким голосом воскликнул:
— Боже Димитрия, помоги мне!
Затем он схватился с супостатом и начал бороться. Бог, укрепивший некогда Давида в борьбе с Голиафом, укрепил и раба своего Нестора против нечестивого Лия — на посрамление нечестивому царю, а верным своим на радость. И действительно, малый ростом Нестор оказался в своей храбрости сильнее великого Лия. Схватив его, как птицу, он сбросил великана с высокого помоста на острые копья. Упав на них, как крепкий дуб, Лий с позором изверг свою окаянную душу, и, таким образом, погибла память его с шумом».
Если показать этот отрывок околоцерковным либералам, они наверняка возопиют о жуткой нетолерантности всего написанного. Если прочесть его христианам, они скажут, насколько Господь приемлет желание человека пусть даже ценой собственной жизни постоять за другого и спасти его. Есть еще одна вещь, которую Бог очень ценит, и это видно из Священного Писания: справедливость. За нее Он не раз благословлял бороться, умирать и даже убивать. Потому что Всевышний не только Милующий, но и Мститель. Не только Отец, но и Судия. Слабый ум человека, по крайней мере, до воскресения вместить этого не может. И хорошо, если он сразу сознается в своем бессилии: тогда Господь откроет больше. А если нет, то так и будет сетовать на Церковь и даже жития святых за то, что они не соответствуют его представлениям о глуповато-добреньком, как Иешуа Га-Ноцри у Булгакова, христианстве. Иешуа — не Иисус Христос из Библии. А пацифизм — не вера в Распятого Богочеловека…
Подвиг мученика Нестора Солунского, как и жития святого равноапостольного князя Владимира и его бабушки, великой княгини Ольги, преподобного Иосифа Волоцкого и многих других. Но без таких подвижников, как Нестор, невозможно понять, чем является настоящая христианская брань во плоти.
Можно убедить себя в том, что с Новым Заветом можно напрочь забыть о «кровавом Ветхом» и спокойно улыбаться врагам Церкви и Бога. Или скандировать о защите кощунников, мотивируя это тем, что «ну, я же обязан всех любить и прощать». Но нет — солунские мученики, такие, как Нестор, не благословляли на роковом помосте Лия и не молились внизу о вразумлении изверга (по крайней мере, вряд ли составитель агиографии о таком умолчал бы). Хотя смирения и кротости у них, наверное, куда больше нашего было. Но есть люди, которые уже не покаются. Каждый вправе терпеть от таких убийц, хоть физических, хоть духовных, любые муки, касающиеся его самого. Но если он христианин, он не может позволить безнаказанно попирать святыню. В том числе, тело верного члена Церкви, которое, по словам святого апостола Павла, есть храм Духа Святого (1 Кор.3:17).
Еще в советских концлагерях, где не было ни икон, ни крестов, ни алтаря, литургии тайком служились на груди одного из страдальцев. Казалось бы, сколько времени прошло с тех времен, когда служили на могилах только что убитых христианских мучеников Римской империи — а Церковь словно вне времени. Может быть, именно это трепетное отношение к брату во Христе как к Божьей святыне, из-за которого мученик Нестор пошел против Лия, сохранило в последние времена остатки любви. В Православной Церкви, да и не только в ней, сейчас встретишь такую же самопожертву, как у великого солунянина. Но нельзя разувериться в том, что братская любовь еще бывает, что кто-то попытается спасти тебя даже ценой собственной жизни. Важно знать, что это возможно, молитвами святого мученика Нестора и его духовного отца — великомученика Димитрия Солунского.
Впрочем, на самом деле понять, почему убивали и святые, довольно-таки просто. Только с одним условием: если подумать сердцем. Кто бы из вас, дорогие читатели, осудил бы мать, которая, увидев, как маньяк издевается над ее ребенком, пырнула негодяя ножом? Или брата, у которого на глазах вырезают его семью, других братьев и сестер? Тоже можно понять, и даже простить, и даже оправдать.
Порой мы вместе стоим рядом на службе, молимся вместе, может быть, даже идем после вечерней пить чай на какой-нибудь православной молодежке, а на самом деле остаемся чужими друг другу. По крайней мере, на копья ради прихожан ближайшего храма не бросились бы. А для Нестора все было по-другому. Он воспринимал христианскую общину Фессалоник (Солуни) как свою родную семью. И потеря каждого из ее членов была для него тем же самым, что для любого из нас (не дай Бог, конечно) насильственная смерть родного брата, сестры, матери или отца. Его сердце обливалось кровью. И потому Господь попустил ему пролить кровь того, кто, по сути, человеком уже давно перестал быть, — даже судя по его повадкам.
Зная это, проще осознать, почему Церковь канонизирует и тех, кто убивает ради спасения ближнего, — не так ли?
Источник