Урок литературного чтения с презентацией. Осеева «Потерянный день»

-С каким настроением вы сегодня пришли в школу?
-А чего ждете от урока?
-Я надеюсь, что урок будет интересным и даст вам новых открытий! Без вас мне не справиться! Будете мне помогать?

1 слайд
Урок литературного чтения. Чему мы учимся на уроках?(читать, рассуждать, любить книгу)
Девиз урока: «Книги-наши друзья»
Вы читаете не только в школе, но и дома.
И у вас, наверняка, уже есть любимые книги. Вы не хотите познакомить нас с ними?

Презентация книги (Дети рассказывают о своей любимой книге).
-Кто знаком с этой книгой?
— А кого она заинтересовала?

2 слайд
Как называется раздел ? («Учимся уму-разуму»)
-О чем будем читать?
-Какая жизненная мудрость в рассказе «Три товарища»?

Проверка домашнего задания
Чтение по ролям В. Осеева «Три товарища»
-На что нужно обращать внимание при чтении? (на вопросительные предложения…)
-Чье чтение вам понравилось?

Сообщение темы урока
Прочитайте тему урока:
В. Осеева « Потерянный день»
-Назовите автора. Кто помнит ее имя, отчество? (Валентина Александровна)
— А что вы о ней знаете?
(родилась в Киеве в семье инженера, в юные годы мечтала стать актрисой и даже поступила на актерский факультет, 16 лет отдала воспитанию беспризорников и правонарушителей, а на досуге сама писала пьесы и рассказы и ставила их вместе с детьми)
-Какие произведения вам знакомы? («Синие листья»,«Плохо», «На катке»)

3 слайд
-Прочитайте название «Потерянный день». Вас что-то удивило?(как это день может быть потерянным?)
-Давайте разделим заголовок на части.
-Прочитайте первое слово.(потерянный)
-Что может быть потерянным? (Учитель достает из коробки разные предметы- ручки, резинки, ключи и т.д)
— Почитайте второе слово.(день)
-Что такое день?(Это промежуток времени)
Проблемный вопрос: Как может день потеряться?
Это будет на проблемный вопрос, на который мы будем искать ответ.

4 слайд
Постановка учебных задач:
— Давайте поставим учебные задачи:
-познакомиться с произведением В. Осеевой
-учиться рассуждать
-проанализировать поступки героев
-узнать,чему учит это произведение

Первичное чтение(Стратегия «Чтение с остановками»)
Мы будем читать текст с остановками, во время которых вам будут задаваться вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания, другие – на прогноз содержания последующего отрывка.
Учитель читает текст
Проверка первичного восприятия
-Какое впечатление произвело на вас это произведение?
— Определите жанр произведения –сказка , рассказ, стихотворение .(рассказ)
-Почему? (События могли происходить на самом деле, написано в прозе, нет рифмы)

Вторичное чтение, анализ рассказа
— Назовите героев рассказа. Давайте перечитаем текст . Понаблюдаем за ними.(читают 2-3 человека)

Самостоятельная работа в парах
— Вы перечитываете рассказ, отвечаете на вопросы .
Прочитайте первый вопрос
Проверяем
Прочитайте 2 вопрос.
Прочитайте 3вопрос.
-Давайте прочитаем вопросы вместе.
(Кто испытывает затруднения, тот поднимает сигнал «светофор» — красный сигнал).

Проверка самостоятельной работы

Назовите главных героев (Витя, брат Вити, его товарищ)

Характеристика героев (Стратегия «Черты характера»)

-Каким вы представили себе Витю?(Маленький,возможно , дошкольник или младший школьник)
-Каким представили его брата?(ему лет 10)
— Каким представили его товарища? (его ровесник. Раз он переживает , что потерял день,значит, чем-то увлекался)
-Почему автор не дает им имен? (это неважно)
-Кто главный герой? (Витя)
Почему? (именно он пытается выяснить для себя что-то важное, что-то узнать)

Работа в группах «Соедини героя и его характер»
(в левом столбике — характеристики, в правом — имена героев)

брат Вити — трудолюбивый, организованный;
Витя — любопытный;
Товарищ брата Вити — ответственный;

-Какой герой вам симпатичен? Почему?

Обобщение (по группам)
-Вы получаете вопросы и задания ( разрезанное изображение часов, на обратной стороне вопросы)
1 группа — подготовиться к выразительному чтению рассказа по ролям
2 группа — Назовите главную мысль произведения. Найдите ее в тексте.
3 группа — Содержит ли эта история поучительный урок для вас?
В чем он состоит?
4 группа — Какой герой ближе вам. Почему?
5 группа — Соберите пословицы (у доски на магниты или на экране)

Например:
— Делу время, потехе — час;
— Минута час бережёт;

Рефлексия
-Что у нас получилось? (изображение часов)
— Прикрепите стикеры к часам, если вы считаете, что время на уроке вы потратили не зря, если считаете, что зря, на другую часть доски.

Мы знаем-время растяжимо,
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его.
Бывают у него застои,
А иногда оно течет
Ненагружённое. Пустое-
Часов и дней напрасный счёт
пусть равномерны промежутки,
Что разделяют наши сутки.
Но положив их на весы,
Находим долгие минутки
и очень краткие часы.

Источник



Осеева Валентина рассказ «Почему»

Читательский дневник по рассказу «Почему» Валентины Осеевой

Автор: Валентина Александровна Осеева

Название произведения: «Почему»

Число страниц: 2

Главные герои: пёс Бум, мальчик, мама.

Характеристика главных героев:

Мальчик — шкодник и затейник.

Не хватило смелости признаться маме в содеянном проступке.

Пожалел невиновного пса и признался маме.

Мама — справедливая и мудрая женщина.

Поверила сыну и не стала разбираться в сложившейся ситуации.

Бум — безобидный и добрый пёс.

Был наказан, хотя ничего не сделал.

Краткое содержание рассказа «Почему»

Мальчик катался на стуле, и в один момент упал с него.

За собой он потащил скатерть, разбив тем самым чашку покойного папы.

Мальчик побоялся сказать маме правду и свалил всю вину на пса Бума.

Мама выгнала пса на улицу и сказала, что собака станет жить в будке.

Мальчику было жаль пса.

И когда начался дождь, он признался маме.

Бума срочно запустили в дом.

План рассказа:

1. Мальчик катается на стуле.

2. Падение и разбитая чашка.

4. Наказание Бума.

Детский рисунок-иллюстрация

Детский рисунок к рассказу "Почему?" В. Осеевой для 2 класса

Основная мысль рассказа «Почему»

Главная мысль рассказа в том, что ложь никогда не будет оправданием.

Основная идея рассказа в том, что за свои поступки нужно уметь отвечать, не сваливая вину на других.

Чему учит рассказ

Рассказ учит, что нельзя врать ни при каких обстоятельствах.

Учит быть открытым, честным, уметь признавать ошибки.

Учит любить домашних животных.

Краткий отзыв по рассказу «Почему» для читательского дневника

Прочитав этот рассказ, я подумала о том, что иногда важно сразу признаться в своём проступке, чем страдать долгое время, ощущая собственную вину.

И что никогда нельзя сваливать вину на другого, особенно если он не может ничего сказать в своё оправдание.

Это интересный и поучительный рассказ.

Автору удалось объяснить читателю, как нельзя поступать.

Почему лучше признаться и понести наказание, чем обвинить другого.

Мне понравилось, что мальчик нашёл в себе силы признаться.

Он сильно переживал о собаке и этого говорит о том, что он был добрый и отзывчивый.

Я всем советую прочитать этот рассказ и подумать о том, что обвинить другого легко.

Читайте также:  Учить дни недели для детей

А признать свою ошибку тяжело.

Но совесть не даст человеку спокойно спать, зная, что где-то рядом страдает невиновный.

Пословицы к рассказу:

Лучше печальная правда, чем радостная ложь.

Маленькая ложь за собой большую ведёт.

Где правда, там и счастье.

Били Фому за Ерёмину вину.

Повинную голову меч не сечёт.

Словарь неизвестных слов:

Черепок — осколок посуды.

Бахрома — висящие нити, тесьма.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

Он думал: «Почему меня выгнали во двор, почему впустили и обласкали сейчас?»

Мама долго не спала. Она тоже думала:

«Почему мой сын не сказал мне правду сразу, а разбудил меня ночью?»

И я тоже думал, лёжа в своей кровати:

«Почему мама нисколько не бранила меня, почему она даже обрадовалась, что чашку разбил я, а не Бум?»

Источник

работа с текстом
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Гришанова Ольга Николаевна

на основе рассказа В.Осеевой «Какой день» составлены задания, направленные на умение работать с текстом. для 2 класса.

Скачать:

Вложение Размер
kakoy_den_-_rabota_s_tekstom.docx 17.41 КБ

Предварительный просмотр:

Кузнечик вспрыгнул на бугорок, погрел на припёке зелёную спинку и, потирая лапки, затрещал:

– Отвр-ратительный! – отозвался дождевой червяк, глубже зарываясь в сухую землю.

– Как! – подпрыгнул кузнечик. – На небе ни одного облачка. Солнышко так славно припекает. Каждый скажет: прекрасный день!

– Нет! Дождик да мутные тёплые лужи – это прекрасный день.

Но кузнечик не согласился с ним.

– Спросим третьего, – решили они.

В это время муравей тащил на спине сосновую иглу и остановился отдохнуть.

– Скажите, – обратился к нему кузнечик, – какой сегодня день: прекрасный или отвратительный?

Муравей вытер лапкой пот и задумчиво сказал:

– На этот вопрос я отвечу вам после захода солнца.

Кузнечик и червяк удивились:

После захода солнца пришли они к большому муравейнику.

– Ну, какой сегодня день, уважаемый муравей?

Муравей показал на глубокие ходы, прорытые в муравейнике, на кучи сосновых иголок, собранных им, и сказал:

– Сегодня чудесный день! Я хорошо поработал и могу спокойно отдохнуть!

Задание №1 . Выбери правильную цепочку событий, происходящих в рассказе. Поставь галочку в квадрат рядом с этой цепочкой.

кузнечик червяк муравей

кузнечик муравей червяк

червяк кузнечик муравей

Задание №2 Для кого из животных этот день был чудесным? Выбери и подчеркни правильный ответ.

кузнечик дождевой червяк муравей

Задание №3 Соотнеси данные слова и их схемы. Раскрась звуковые схемы.

Задание №4 Запиши ответы на вопросы цифрами.

  1. Сколько героев в рассказе?______________
  2. Сколько из них могут только ползать?____________
  3. Сколько из них могут только прыгать?____________

Задание №5 Составь все возможные равенства и неравенства, используя числа, полученные в задании №4. Запиши их.

Задание №6 Начерти ломаную линию, длина звеньев которой равна числам, полученным в задании №4.

Задание №7 Заполни таблицу. Впиши слова – названия объектов неживой природы в левый столбик, а слова – названия объектов живой природы – в правый столбик.

КУЗНЕЧИК, ОБЛАКО, СОЛНЫШКО, МУРАВЕЙ, ДОЖДИК, ЧЕРВЯК

Задание №8. Придумай свой заголовок к этому рассказу. Запиши его.

Задание №9 Как ты справился с заданиями? Отметь цветным карандашом на оценочной линеечке?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Текст для проверки читательских умений, умения работать с текстом художественного произведения (4 класс).

Текст для проверки читательских умений, умения работать с текстом художественного произведения (4 класс)Плясунья Ну и погодка, чтоб ей ни дна, ни покрышки!Дождь, слякоть, холод, прямо- бр-р-р. В так.

Презентация на тему «Урок русского языка. Тема «Текст. виды работы с текстом. Обобщение знаний.»

Данная презентация составлена к уроку русского языка по теме «Текст. Виды работы с текстом. Обобщение знаний.» В презентации прослеживаются различные виды работы с текстом. Презетация соде.

Работа с текстом для 3-4 кл. исторический текст «Откуда пришла газета»

Исторический текст рассказывает о происхождении первой газеты. Место, время, чья идея, почему возникла необходимость в создании её. К тексту дан ряд вопросов для учащихся 3 — 4 классов. Чтобы ответить.

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему «Работа с текстом: составление текста-повествования на заданную тему по рисунку»

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Работа с текстом: составление текста-повествования на заданную тему по рисунку.Цели урока: познакомить с творчеством художника; учить детей осмысливать содержа.

Литературное чтение. Работа с текстом «Виды текстов» 2 класс

Литературное чтение В.Ю. Свиридова. Работа с текстом "Виды текстов" 2 класс.

Окружающий мир 4 класс УМК "Школа России". Список вопросов для работы с текстом учебника.

статья «Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ».

На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух .

Источник

Какой день осеева анализ

Автор: Костенко Надежда Владимировна

Организация: МБОУ СОШ №31

Населенный пункт: г. Владимир

Цель: обобщить знания учащихся о творчестве В.А. Осеевой,

научить вдумываться в текс при чтении, проникать в авторский замысел, инсценировать художественное произведение,

Задачи:

  • рассуждать о произведении;
  • развивать умение работать с текстом, совершенствовать навык беглости и осознанности чтения;
  • воспитывать в себе лучшие нравственные качества

Оборудование: тексты рассказов, презентация, карточки для работы в группах.

(Учащиеся разделены по группам и сидят в группах)

Что особого я вам сказала?

больше ведь я ни чего не сказала.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

Мы собрались здесь, чтобы поговорить о творчестве Валентины Осеевой.

Творчество советской писательницы Валентины Александровны Осеевой (1902-1969) проникнуто огромным желанием научить детей различать добро и зло в своем сердце, давать верную оценку своим поступкам. Осеева понимала, как важно напитать души детей светлыми, добрыми мыслями и чувствами, дать твердые нравственные ориентиры.

Сама писательница признается, что хотела бы помочь детям научиться читать и думать о плохих и хороших поступках. В увлекательной форме, Осеева помогает понять своим юным читателям, что такое настоящая дружба, как можно простым словом ранить или наоборот, исцелить человека. В ее рассказах очень много слов, которые мы называем «волшебными».

(Ребята получают конверты со словами сказочными и вежливыми)

Предлагаю из всех слов, которые перед вами выбрать слова вежливые, их еще мы называем «волшебными».

Сим-сим, откройся!
Мутабор.
Крекс, пекс, фекс

Бамбара, чуфара, лорики, ерики, пикапу, трикапу, скорики, морики!
Снип-снап-снурре,
«Эни Бени Раба
Эники-беники, метелки-веники

Почему мы называем вежливые слова «волшебными»

(вежливые слова творят чудеса, они делают людей добрее, внимательнее друг к другу, делают человека лучше).

Волшебная сила слов и поступков в рассказах В.Осеевой.

Вам, ребята, наверное хочется побольше узнать о В.А.Осеевой, этой доброй, честной, смелой и, по рыцарски, благородной женщине, так говорили о ней ее друзья.

Валентина Александровна Осеева родилась более 115 лет назад — 28 апреля 1902 года. В юные годы Валентина Осеева мечтала стать актрисой и даже поступила на актерский факультет института, но ее мечта не сбылась.

Она начала трудится в трудовой коммуне для беспризорных детей. Оказалось, её настоящее призвание – воспитывать детей.16 лет она проработала воспитательницей с “трудными” детьми в детских домах, помогая вернуть осиротевшим детям радость детства. Для своих воспитанников она часто сочиняла рассказы, пьесы, сказки, придумывала для них игры. Своим творчеством и личным примером писательница учила детей быть добрыми, честными и благородными

Она хотела, чтобы у ребят было радостное детство, и придумывала для них разные истории, сказки, стихи, игры. В своих книгах она рассказывала детям о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Многие рассказы Осеевой о дружбе, о том, как важно быть верным, добрым, отзывчивым человеком. Как должен поступать настоящий друг и о том, как иногда друзья бывают жадными, невнимательными, трусливыми.

Давайте вспомним, какие рассказы вы читали?

Во всех этих и других произведениях Осеевой говорится о волшебной силе слов и поступков. Чтобы убедится в этом давайте еще раз обратимся к произведениям Валентины Осеевой.

Рассказ «Три товарища» Волшебная сила поступка

(Ребята инсценируют рассказ)

Что в рассказе показала автор?

Волшебную силу слова или поступка?

Какой же волшебный поступок совершил герой рассказа?

(У него в сердце много любви и доброты. Только человек щедрый, бескорыстный может сделать такой поступок)

Чему учит нас автор этим рассказом?

(Прийти на помощь, поддержать друга, не оставить его в беде)

Кто оказался настоящим товарищем для Вити?

Почему вы так решили?

(Володя просто поделился с Витей своим завтраком поделив его пополам)

Рассказ «Просто старушка» Волшебная сила поступка

(Ребята инсценируют рассказ)

Почему мальчик не раздумывая пришел на помощь незнакомой женщине, которая упала?

(Она не была ни его бабушкой, ни тетей, а просто старушка. Он не мог пройти мимо того, кто в беде, потому что он не равнодушный, готовый прийти на помощь).

Физминутка «Пожалуйста»

Я буду просить вас выполнять различные действия, но вы должны будете их выполнять только тогда, когда я скажу слово «Пожалуйста», если вы не услышите это слово, то выполнять действие не нужно.

Подпрыгните, пожалуйста, 2 раза!

Руки на пояс!

Пожалуйста, руки на пояс!

Выполняем приседания!

Приседаем 2 раза, пожалуйста!

Прыгаем, как зайчики!

Пожалуйста, сделали вдох и выдох!

Пожалуйста, садимся на свои места!

Рассказ «На катке» Волшебная сила слова

(Ребята инсценируют рассказ)

Как Витя словом сначала успокоил, а потом обидел девочку?

(Витя постеснялся своего хорошего поступка)

Словом можно исцелить, словом можно ранить человека. Как трудно в своем сердце вырастить хорошие, добрые здоровые ростки, нужно постоянно полоть сорняки. Бороться с плохими наклонностями и выращивать доброе, светлое в своем сердце.

Рассказ «Сыновья» Волшебная сила поступка

(Ребята инсценируют рассказ)

Почему старик увидел только одного сына? Ведь навстречу женщинам выбежали три мальчика.

(Только один подбежал к матери взял у нее тяжелые ведра и понес их).

Рассказ «Хорошее» Волшебная сила поступка

(Ребята инсценируют рассказ)

Что же хорошего в рассказе? (хорошие мысли, хорошее желание)

— А что было не очень хорошим в рассказе? ( поступки мальчика)

— О каких делах мечтал Юра?

— А как поступал на самом деле?

— Надо ли дожидаться беды, или можно найти хорошие дела в обычной жизни?

— Мог ли Юра стать хорошим другом? Почему?

— Что бы вы посоветовали Юре?

Что хотела сказать автор этим рассказом ребятам? (Добрые дела близким людям надо делать каждый день, а не ждать когда что-то случится)

Рассказ «Отомстила» Волшебная сила поступка

(Ребята инсценируют рассказ)

Рассказ «Отомстила». Волшебная сила поступка

Почему рассказ называется «Отомстила»?

Как Катя отомстила брату Алеши?

(Катя «отомстила» своим хорошим поступком. Она испугалась за брата, подумала что он ушибся и Алеше стало стыдно перед сестрой)

Готовясь к уроку я в библиотеке нашла письмо, которое о себе написала Валентина Осеева. Его я вам сейчас прочитаю:

Дорогие ребята! Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы, я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:

— Понравился тебе рассказ?

Я ответила: — Не знаю. Я о нём не думала.

Мама очень огорчилась.

— Мало уметь читать, надо уметь думать, — сказала она.

С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и собственных. И так как в жизни мне это очень помогло, то я написала и для вас короткие рассказы, чтобы вам было легче научиться читать и думать”.

Рассказ «Волшебное слово» Волшебная сила слова

(Ребята инсценируют рассказ)

Действия Павлика в начале рассказа: сердито буркнул, сжал кулаки, засопел от обиды, крикнул, стукнул кулаком по скамейке.

В конце рассказ, каким предстает перед нами Павлик, как он стал поступать:

вдруг замолчал, подошёл боком, потянул за рукав, глядя в глаза, тихим голосом сказал, заглянул в глаза и прошептал, расцеловал в обе щёки,

сидел притихший, положил руку на плечо и тихо попросил.

Обсуждение работы в группе.

— Такие разные слова, сказанные об одном и том же герое. Что заставило героя так измениться?

— Почему все герои вдруг стали выполнять все желания Павлика?

— Как волшебное слово меняет героев?

— Как меняется поведение Павлика?

( Волшебное слово изменило главного героя рассказа, научило его думать о других людях, быть внимательным к ним.)

— Действительно ли Павлик в сквере встретил волшебника?

  1. Что общего в рассказах В.Осеевой? (герои творят добро, совершают добрые поступки).
  2. Как вы думаете, что является самым ценным в человеке? (Доброе сердце, добрые дела).
  3. Чему учат нас рассказы В.А. Осеевой?
  4. О каких человеческих качествах заставляют задуматься?

( честность, доброта, любовь к ближнему)

  1. В чем заключается волшебная сила слов и поступков?

( Она делает людей добрее. А если каждый из нас будет добрее, то и мир будет добрее. )

Библиотекарь: Но самое главное, вы смогли получить частичку этой волшебной силы, которая делает мир добрее.

Возвратимся к теме нашего исследования: в чём волшебная сила слов и поступков.

Волшебное, доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, поможет улучшить наше настроение. Каждый человек может выразить свое доброе отношение к людям при помощи определенных слов.

Были ли в вашей жизни моменты, когда вам было стыдно за свои поступки? Умеете ли вы вовремя исправиться?

Или своевременно попросить прощение, если вы кого-нибудь обидели?

Много славных дел ждёт вас, но прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться с детства. Для того, чтобы стать вежливыми, нужно пользоваться «волшебными» словами, от которых становится теплее, радостнее. Но не только слова должны быть добрыми, но и поступки такими, чтобы за них не приходилось краснеть ни вам, ни родителям вашим, ни друзьям. Надо стараться всегда и во всём быть полезными людям. Если вам бывает трудно это сделать, то пусть вам помогут герои рассказов Валентины Александровны Осеевой. В этом и заключается ценность литературы, книг, которые мы читаем.

Итог урока. Рефлексия «Сердечко чувств».

— У вас на столе сердечки двух цветов:

розовый – мне понравилось на уроке, меня взволновало произведение, я сопереживаю;

белый – мне было безразлично.

-Выберите нужное сердечко для себя и наклейте на доску.

-Пусть в вашем маленьком сердечке всегда найдется место для волшебных слов. Будьте добрыми, внимательными и чуткими друг к другу.

Источник

Некоторые этапы литературного пути детской писательницы В. А. Осеевой

МБДОУ № 74 «Семицветик» г. Смоленск. Лупачева П. В., Володченкова Е. Ю.

О некоторых этапах литературного пути детской писательницы В. А. Осеевой

В литературу В. А. Осеева пришла не сразу. Вначале она занялась педагогической работой в детских коммунах, игравших важную роль в жизни страны после революции. Дети очень полюбили молодого педагога, с чутким и отзывчивым на чужую боль сердцем. В своей работе ее прежде всего волновали нравственные вопросы, ей было важно дать понять детям «что такое хорошо и что такое плохо». В дальнейшем нравственно-психологические проблемы молодого поколения, известные Осеевой по собственному опыту, стали основой всего ее творчества.

В 1937 году она написала свой первый рассказ «Гришка». Перед самой войной вышел ее первый сборник рассказов «Рыжий кот». С этого момента она уже становится профессиональной детской писательницей. Важно отметить, что педагогическая работа, которой Осеева занималась 17 лет своей жизни,не прошла даром: она принесла глубокие знания психологии детей, умение общаться с ними, понимать их желания, мечты, психологические состояния.

Тема воспитания и самовоспитания стала основной у В. А. Осеевой. На протяжении всего своего творческого пути она руководствовалась принципом выдающегося писателя и критика В. Г.Белинского: «Детские книги пишутся для воспитания…». Особенно это относится к сборнику рассказов для дошкольников «Волшебное слово». Своего читателя она знакомит с основами этики, поведения, проникнутого ответственностью за свое поведение в человеческом обществе. Достаточно сжатые, но ёмкие и содержательные рассказы повествуют о вежливости, честности, учат уважению к старшим. И всё это на очень убедительных примерах.

Опираясь на художественный опыт Л. Н. Толстого и К. Д. Ушинского, писательница освоила достаточно трудный жанр — короткий рассказ с поставленной в нем четкой воспитательной целью, пригодный для обучения чтению и в то же время рассматривающий основные жизненно важные темы («Волшебное слово», «На катке», «Три товарища», «Печенье» и др.). Скрупулезный отбор речевых средств, умелое построение текста, точность в выборе сюжетообразующего конфликта обеспечили этим произведениям важное место в книгах для чтения дошкольников и хрестоматиях младших школьников. Сюжеты рассказов взяты из жизни детей, постоянно сталкивающихся с вопросами нравственного характера, оценкой своих и чужих поступков. Герои, а вместе с ними и читатели, учатся воспринимать незыблемые законы достойной жизни человека среди людей. Так, известный сборник «Волшебное слово» представляет собой кодекс моральных правил, вытекающих непосредственно из общего хода повествования. Некоторые названия рассказов уже сами по себе дают ребенку четкие представления о добре и зле,ставят перед ним определенный нравственный вопрос: «Хорошо», «Чего нельзя, того нельзя», «Кто хозяин?».

В ранних рассказах В. А. Осеевой представлены совсем маленькие герои,круг их общения невелик: родители, друзья во дворе, в детском саду, школе. В основу построения сюжетной линии положено контрастное сравнение положительных и отрицательных героев. Например, в рассказе «Кто хозяин?» один из персонажей ясно определяет свою позицию в отношении сложившейся непростой нравственно-этической ситуации. Не думая о своем спасении, не оглядываясь на позицию своего товарища, он делает все для спасения попавшего в беду четвероногого друга. Взрослые персонажи в рассказах писательницы, как правило, играют роль нравственных наставников, выражающих позицию автора. Это четко просматривается в таких рассказах как «Волшебное слово», «Подарок» и многих других.

Одними из факторов, предопределивших популярность произведений В. А. Осеевой, были их достоверность и правдивость. Осеева преображала в художественную реальность действительно существовавшие факты, явления, события, характеры, которые были частью ее собственной жизни. Детская писательница не просто знала особенности своего времени и своих современников, о которых писала в рассказах, но очень глубоко переживала все повествуемое как нечто личное, коснувшееся ее непосредственно.

Произведения В. А. Осеевой пользуются заслуженным вниманием читателей и требуют осмысления и изучения как с филологической, так и с педагогической точек зрения.

Некоторые аспекты исполнения музыки Гайдна муниципальное учреждение дополнительного образования Детская музыкальная школа русского инструментального искусства Некоторые аспекты исполнения.

Cовместная деятельность воспитателя с детьми по ознакомлению с произведением В. Осеевой «Печенье» Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе. – Дели по одному,.

Конспект беседы с чтением по рассказу В. Осеевой «Плохо» Образовательные задачи: Формировать качества — отзывчивость, сочувствие. Побуждать рассказывать о восприятии поступка литературного персонажа;.

Конспект занятия в старшей группе «Вода растворяет некоторые вещества»Конспект занятия в старшей группе «Вода растворяет некоторые вещества» Цель: Закреплять представления детей о состояниях и свойствах воды, о твердых, жидких и газообразных веществах. Задачи: 1. Познакомить с.

Кружевные сказки Елены Триновой. Фоторепортаж о встрече с дочерью писательницыКружевные сказки Елены Триновой. Фоторепортаж о встрече с дочерью писательницы Все любят сказки. Во всяком случае, педагоги любят и читают точно. У нас на сайте МААМ тоже есть сказочницы. И мы все с удовольствием читаем.

Некоторые аспекты изучения личности ребёнка В общественных науках личность рассматривается как особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной.

Некоторые тенденции развития супружеских отношений молодой семьи Проблема особенностей супружеских отношений на разных этапах жизнедеятельности семьи остается недостаточно исследованной. Так, применительно.

Основы литературоведения на уроках литературы. Некоторые аспекты изучения в 5 классе Литература является одним из важнейших искусств наряду с музыкой, скульптурой, живописью. Но место литературы особенно значимо, т. к. именно.

Технологическая карта занятия «Анализ рассказа В. А. Осеевой «Просто старушка» Цель: Создание условий для развития интереса детей к художественной литературе. Задачи: 1. Образовательные: Продолжать способствовать.

Веревочкины сказки на некоторые гласные буквы Веревочкины сказки. О. Жила – была гусеница. В один прекрасный летний денек она взобралась на высокую гору, чтобы быть ближе к солнышку.

Источник

Какой день осеева анализ
Adblock
detector