Дни недели
Если вдуматься в смысл названий дней недели, можно ощутить в них некоторую спутанность. В самом деле: второй день называется вторником, четвертый – четвергом, пятый – пятницей; тут все логично. Но почему третий день называется средой, то есть «серединой»? Ведь середина семидневной недели – четверг!
Данное обстоятельство вызвало к жизни гипотезу о том, что у славян до принятия христианства была своя неделя, исконная, состоявшая из пяти дней (без субботы и воскресенья). Тогда среда действительно находилась в середине этого временно́го отрезка…
Такое допущение кажется правдоподобным, но современные исследователи считают, что оснований для него слишком мало. Более вероятно, что недельный счет славяне заимствовали из Византии с принятием христианства, а прежде отмеряли время по фазам луны.
Но почему название среды не соответствует ее реальному месту в ряду дней?
Данное противоречие объясняется тем, что славяне использовали два варианта отсчета дней недели: с воскресенья и с понедельника. Двойной счет пришел на Русь из византийской традиции, был присущ церковному календарю, а затем проник и в народную славянскую культуру. И современные названия дней представляют собой результат наложения друг на друга двух вариантов счета. Вторник, четверг и пятница имеют отношение к неделе, начинающейся с понедельника, а среда пришла к нам из того варианта, где первым днем было воскресенье, вторым – понедельник и т. д.
До сих пор по церковному православному календарю недели пасхального цикла (от Пасхи до Троицы) начинаются с воскресенья, а от Троицы до Пасхи — с понедельника.
Этимология названий дней общая для всех славянских языков. Исключением является только русское слово воскресенье ‘седьмой день недели’, заменившее исконное неделя в этом же значении.
Слово неделя возникло в период христианизации славян. Уже в древнерусском языке оно имело два значения: ‘седьмой (или первый) день недели’ и ‘временной отрезок в семь дней, седмица’. Древнерусский вариант этого слова – недѣля – включал в себя приставку не- и корень дѣл- (как в словах дѣлати, дѣло). Таким образом, первоначальное значение слова – ‘день неделания, отдыха’. Возможно, что это калька (буквальный перевод) греческого apraktos ‘нерабочий, бездеятельный’.
Слово воскресенье является церковнославянским по происхождению. Как название дня его сначала употребляли только применительно к первому дню Пасхи, дню воскресения Христа. Однако уже с XIII века у него развивается значение ‘седьмой день недели’, и в этом значении слово воскресенье постепенно вытесняет первоначальное неделя.
Однако память о неделе как названии дня сохранилась в слове понедельник. Это образование на базе существительного с предлогом по недѣли, т. е. «после воскресенья».
Названия вторник, четверг и пятница этимологически связаны с соответствующими порядковыми числительными. Слово среда старославянского происхождения; древнерусский полногласный вариант звучал как середа.
Что касается субботы, то это слово происходит от старославянского сѫбота, заимствованного, в свою очередь, из греческого диалектного sambata (литературный вариант — sabbata). В греческом языке это название дня тоже было «пришлым»; его первоисточник — древнееврейское šabbâth ‘день отдыха’. Интересно, что к нему восходит и слово шабаш ‘сборище ведьм’.
Черных П. Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: В 2-х томах. — М., 1999.
Аникин А. Е. Русский этимологический словарь. – Вып. 8. – М., 2014.
Славянские древности: Этнолингвистический словарь / Под ред. Н. И. Толстого. — Т. 2. — М., 1995.
Этимологический словарь современного русского языка / Сост. А. К. Шапошников. — Т. 2. — М., 2010.
Русинов Н. Д. Древнерусский язык. — М., 1977.
Иллюстрация: А. И. Корзухин «Воскресный день» (1884)
Источник
Происхождение дней недели
Григорий Лейзгольд Эта статья будет более понятна после ознакомления с “Доказательством знаков Зодиака”.
1. Линия аспекта соединение 0° и 360°.
2. Линия аспекта полусекстиль 30° и 330°.
3. Линия аспекта секстиль 60° и 300°.
4. Линия аспекта квадрат 90° и 270°.
5. Линия аспекта тригон 120° и 240°.
6. Линия аспекта квинконс 150° и 210°.
7. Линия аспекта оппозиция 180°.
У известного иудейского историка Иосифа Флавия (37-ок.100 г. н.э.) читаем: “Нет ни одного города, греческого или же варварского, и ни одного народа, на который бы не распространился бы наш обычай воздерживаться от работы на седьмой день”. Обычай измерять время семидневной неделей пришел к нам из Шумера и Древнего Вавилона. Обычно, происхождение этой традиции связывают, как всегда, с изменением фаз луны – длительность каждой фазы примерно 7 дней. Я подробно останавливался на ошибочности такого подхода и кратко замечу, что 14-дневную неделю, основную часть лунного месяца не знал ни один народ. Синодический месяц несоизмерим ни с сутками, ни с тропическим годом: он не состоит из целого числа суток и не укладывается без остатка в тропическом году. В среднем промежуток времени от исчезновения Луны в лучах восходящего Солнца до ее появления вечером после захода Солнца, названный древними астрономами “междулунием”, составляет 2-3 дня. А продолжительность синодического месяца может быть более чем на шесть часов короче или длиннее его среднего значения. Отсюда каждый толкователь чисел может увидеть для себя нужную ему неделю, так, изменив видимость Луны с 27 на 28 дней, из девятки волшебным образом получается семерка и наоборот. Да и с практической точки зрения семидневная неделя неудобна для счета.
Само же известное вавилонянам число планет также равнялось 7: Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер и Сатурн.
В греческом языке, грузинском, армянском, арабском понедельнику соответствует день с номером 2, вторнику – день с номером 3 и т.д. Такая нумерация дней берет начало в Шумере и Древнем Вавилоне. День Сатурна у вавилонян считался несчастливым. В этот день приписывалось не заниматься никакими делами, и сам он получил название “шаббат” – покой. При этом его перенесли в конец недели. Название перешло в еврейский, арабский, славянские, некоторые западноевропейские языки. Во многих странах день отдыха перенесен, но счет дней по-прежнему ведется от субботы. Так у мусульман день отдыха (последний день недели) совпадает с нашей пятницей, но название “первый день” в арабском языке относится к воскресенью. Решение о праздновании воскресенья принял римский император Константин в 321 г. он приказал, чтобы “все судьи…, а также все ремесленники в почитаемый день Солнца отдыхали”. Семидневная неделя распространилась в Римской империи еще при императоре Августе в связи с увлечением римлян астрологией. В частности, в Помпеях найдены настенные изображения семи богов дней недели. Но в силу живучести традиции, последним днем недели еще долго оставалась суббота. Последним днем недели в свое время считалась суббота и в Англии.
Ранее греки называли воскресенье так: “первый в неделе”.
Пронумерованы некоторые дни недели и в славянских языках, но счет дней эти народы ведут после воскресенья. Когда-то воскресенье у славянских народов называлось “неделей” – днем, в который отдыхают от дел, ничего не делают. Это название сохранилось во всех славянских языках, кроме русского. В русском языке название дня перешло на всю семидневку (седьмицу). Таким образом, понедельник это первый день после недели, вторник – второй день и т.д. В иудаизме так и принято, дни недели нумеровались цифрами. Также в португальском, испанском, восточно-славянских языках.
Из Вавилона названия дней недели именами богов перекочевали к римлянам, а затем в календари многих народов Западной Европы. На латинском, французском и английском языках их значения схожи:
Понедельник — День Луны.
Вторник — День Марса
Среда — День Меркурия
Четверг — День Юпитера
Пятница — День Венеры
Суббота — День Сатурна
Воскресенье — День Воскресенья
Названиями планет пользуются для обозначения дней недели и многие народы Азии, исповедующие буддизм, – индийцы, монголы, тибетцы, корейцы, таиландцы.
В известной поэме “Семь красавиц”, написанной в конце XII века поэтом Низами, семь самостоятельных новелл. Каждая из них рассказывается от лица одной из семи жен главного героя Бахрама. Жены живут в особых дворцах, цвет которых соответствует определенному дню недели и планете этого дня.
Порядок их таков:
1. суббота – черный цвет – планета Кейван (Сатурн).
2. воскресенье – желтый цвет – Солнце.
3. понедельник – зеленый цвет – Луна.
4. вторник – красный цвет – планета Маррих (Марс).
5. среда – синий цвет – планета Утарид (Меркурий),
6. четверг – сандаловый цвет – планета Муштари (Юпитер).
7. пятница – белый цвет – планета Зухра (Венера).
Одеваясь в одежды соответствующего цвета, Бахрам каждый день посещает один из дворцов и выслушивает одну из историй.
Чтобы объяснить такое следование дней недели обычно предлагается такая схема – вавилоняне полагали, что расстояние планет от Земли возрастает в таком порядке: Луна — Меркурий — Венера — Солнце — Марс — Юпитер — Сатурн. Разделив сутки на 24 часа, древневавилонские астрологи составили представление, что каждый час суток находится под покровительством определенной планеты. Счет часов был начат с субботы: первым ее часом управлял Сатурн, вторым – Юпитер, третьим – Марс, четвертым – Солнце, пятым – Венера, шестым – Меркурий и седьмым – Луна. После этого цикл снова повторялся, так что 8-м, 15-м и 22-м часами управлял Сатурн, 9-м, 16-м и 23-м – Юпитер и так далее. В итоге получилось, что первым часом следующего дня, воскресенья, управляло Солнце. Первым часом третьего дня управляла Луна, четвертого – Марс, пятого – Меркурий, шестого – Юпитер и седьмого – Венера. Соответственно этому якобы и получили свои названия дни недели.
Последовательную смену этих названий астрологи изображали вписанной в окружность семиконечной звездой, в вершинах которой обычно ставились названия дней недели, планет и их условные обозначения.
Но вавилонская астрономия была принципиально агеометрична. Представления о небесной и земной сферах, о круговых равномерных движениях планет были ей совершенно несвойственны. Стремясь как можно точнее рассчитать появление планет в нескольких фиксированных точках, они располагали их в таком порядке, который никак не отражал их подлинное расположение в пространстве. Например: Юпитер — Венера — Сатурн — Меркурий — Марс. Даже в эллинистическое время, когда вавилонская астрономия обогатилась сложными математическими методами, она ни на шаг не продвинулась в познании истинного строения Солнечной системы. Глубокие различия между вавилонской и греческой астрономией были ясны уже грекам.
Пифагорейцы начала V в. до н.э. установили следующий порядок расположения планет: Земля — Луна — Солнце — Венера — Меркурий — Марс — Юпитер — Сатурн. В IV в. до н.э. этот порядок считался правильным. В основе данного расположения планет лежат два факта: время полного обращения планеты относительно звезд (сидерический период) и ее яркость. С геоцентрической точки зрения пифагорейский порядок последователен, за исключением Венеры, которую располагали ближе к центру, чем Меркурий.
Порядок планет, с которым увязывается Звезда Магов, никакого отношения к вавилонянам не имеет. Он был принят греками в III в. до н.э. Объяснение следования дней недели, вытекающее из “вавилонского порядка планет”, является позднейшей подгонкой под результат. Ссылки на семилучевую Звезду Магов для таких целей не оправданы, это вымысел.
Каждый день недели посвящен одной из известных вавилонянам планет. Но первично здесь не количество планет, так как для вавилонян все, в том числе и планеты, было подчинено числу 7. Разбиение времени на недельные отрезки это, конечно, искусственный акт. Как всякий цикл он подобен кругу и, конечно, имеет все свойства круга. И, если соотнести этот цикл с уже известными свойствами круга, то становится понятно, что СЛЕДОВАНИЕ ДНЕЙ НЕДЕЛИ СООТВЕТСТВУЕТ ЛИНИЯМ БОЛЬШИХ АСПЕКТОВ, отражающих их характеристики. Напоминаю – Линия большого аспекта соединяет две зеркальные самые энергетически выгодные точки круга. Таких точек всего 12, а Линий аспектов – 7. В 0° и 180° Линия сжата в точку.
Это короткий цикл, со своими особенностями, тем не менее, каждый его день соответствует Линии большого аспекта зодиакального круга – мини Зодиак. Отсюда идет происхождение шумеро-вавилонской семидневной недели. По-другому шумеры, основатели двенадцати Знаков, и не могли поступить. В астрологии есть традиция, по которой каждый куспид Знака управляется той или иной планетой. Почему это так объяснений нет по простой причине – утрачена математика круга и понятие “Адрес аспекта”. Однако традиция в данном случае очень точна и кто ее автор данных нет. А планеты действительно управляют своим куспидом Знака. Как это происходит, я расскажу отдельно. А сейчас надо отметить, что особенность недельного Зодиака в том, что каждая Линия аспекта, которую составляют два зеркальных куспида Знака, соотносится лишь с одной планетой. Для недельного Зодиака нет смысла буквального совпадения планет-управителей с каждой Линией. Здесь важно то, что планеты дают характеристику каждой Линий аспекта.
1. Первый день недели вавилонян для нас соответствует воскресенью.
Положение Солнца в 0° Овна в день весеннего равноденствия отмечает первую Линию аспекта. Также и для недельного цикла, Солнце открывает цикл и принадлежит первой Линии аспекта – Линии соединения в 0° Овна. Самая сильная точка круга, действительно, царская точка. Мост между божеством и человеком. Геометрическая фигура аспекта – Точка, которая обусловливает Линию аспекта как мужскую.
Здесь в нуле, древние размещали Верховного Бога. Напомню, что его точки также в 180°, 90° и 270° – самые выгодные точки круга, составляющие крест. Субъект круга в нуле математически находится в отношениях соединения с любой точкой круга. К примеру, составляя аспект с Точкой А, адрес аспекта придется на минус Точку А, и наоборот.
2. Второй день недели вавилонян для нас соответствует понедельнику. На круге занимает вторую Линию аспекта – Линию полусекстиля, принадлежащую богине-Матери или Лунной богине. Фигура аспекта – короткая равнобокая Трапеция, схожая видом с распластанной коровьей шкурой. Трапеция определяет Линию аспекта как женскую.
3. Третий день недели вавилонян для нас соответствует вторнику. На круге занимает третью Линию аспекта – Линию секстиля. Фигура аспекта – Прямоугольник – знак бога земли. Два близнеца-тригона – две прямые линии – определяют эту Линию аспекта как мужскую. Это приоритетная Линия аспекта бога земли, ее занимают самые мужественные боги. Марс ведет происхождение от неолитического бога земли.
4. Четвертый, срединный, день недели вавилонян для нас соответствует среде. На круге принадлежит срединной четвертой Линии аспекта – Линии квадрата. Фигура аспекта – Треугольник равнобедренный, что определяет Линию аспекта как женскую. Она особенная, соединяет самый низ круга с верхом. Плюс и минус субъекта круга максимально разнесены – когда он внизу, то одновременно находится наверху, как минус СК и наоборот. Поэтому бог этой Линии должен подниматься в небеса, иметь крылья. У него две ипостаси. Эта Линия принадлежит исконным неолитическим богам – Великой богине и богу земли. Представления о богах-гермафродитах идут отсюда. Поскольку Луна управляет четвертым Знаком, то в Месопотамии бог Луны был мужского пола. В Европе – женского пола, что ожидаемо и равно справедливо. Сильная Линия, поэтому представлять ее должен значимый бог. В Вавилоне планету Меркурий представлял Набу (по Библии Nebo), сын Мардука, который со временем стал играть первую роль. В Ассирии Набу – “вождь неба и земли” Его весьма почитали, одна из аккадских надписей, гласит: “Доверяйся Набу и никакому другому богу”. Его величали “открывающий источники”, “повелитель урожая”, он считался покровителем царской власти, писцового искусства и мудрости. Писец таблиц судеб Набу также иногда воспринимался как их обладатель. Ему приносили человеческие жертвы. Вавилонские цари обычно носили его имя. У западных семитов тоже были имена типа Nebobal, Nebobad.
Характеризует эту Линию аспекта Меркурий, бог, поднимающийся в небо, который в античную эпоху стал представлять финансы, торговлю – то, что может поднять наверх и сбросить вниз.
5. Пятый день недели вавилонян для нас соответствует четвергу. На круге занимает пятую Линию аспекта – Линию тригона. Фигура аспекта вертикальная Линия, что обусловливает ее как мужскую.
В Зодиаке эта Линия аспекта управляется Юпитером (куспид Стрельца) и Солнцем (куспид Льва) и является царской Линией. В недельном Зодиаке характеризует Линию аспекта Юпитер.
6. Шестой день недели вавилонян для нас соответствует пятнице. На круге занимает шестую Линию аспекта – Линию квинконса. Фигура аспекта длинная равнобокая Трапеция, что обусловливает Линию аспекта как женскую. Знаки этой Линии принадлежат Великой богине: Венере, Деметре, Тиннит, Кибеле, для вавилонян – Иштар. Характеризует Линию аспекта Венера.
Луна и Венера занимают одинаковые по силе Линии аспекта – полусекстиля и квинконса. Геометрические фигуры этих аспектов одинаковые – равнобокие трапеции.
Поскольку число Великой богини – 5, то у народов, принявших семидневную неделю, пятница легко была воспринята, как день богини, хотя в Вавилоне ей принадлежал шестой день недели. У германцев пятница считалась днем Фрейи (отсюда нынешнее название пятницы в германских языках), у русских и грузин – днем св. Параскевы, у осетин – днем св. Марии. Католики называют пятницу “днем рыбы” (одним из символов богини была рыба) и “днем Венеры”. В дохристианские времена существовал обычай совершать казни в пятницу, что следует рассматривать как акт жертвоприношения богине. У многих народов предпочитали не работать в пятницу, чтобы не навлечь на себя гнев богини. В языческой Руси пятница была общепризнанным нерабочим днем, а женщины соблюдали пятницу еще в 19-м веке.
7. Последний, седьмой день недели вавилонян для нас соответствует субботе. На круге занимает самую дальнюю седьмую Линию аспекта – Линию оппозиции. Фигура аспекта горизонтальная Линия, что обусловливает Линию аспекта как мужскую. Вавилоняне посвятили ее Сатурну, как самой дальней известной им планете. “Повешенный бог”. И это действительно так для зодиакального круга. Но поскольку речь идет о недельном круге, то смысл не меняется. На Линии оппозиции Бог находится в оппозиции к себе, к точке 0° круга. В нуле он уже присутствует на Линии оппозиции, по механизму сочетанного Адреса относительно 180°. Луч движется прямолинейно от 0° к 180°, как самой выгодной для себя точке круга. Но в 180° СК находится в отношении оппозиции с каждой точкой круга. Культовая точка неолита, точка Суда. Отсюда понятно, почему у вавилонян день Сатурна считался несчастливым, и его следовало посвятить отдыху, вернее, бездеятельности. Здесь завершается полнота короткого цикла жизни.
В “праздник восшествия на престол” Мардук воцарялся в пантеоне. Из текстов этого ритуала от VI-IV вв. мы узнаем, что новогодний ритуал в это время длится одиннадцать дней, что проводится он дважды – на весеннее и на осеннее равноденствие. И он связан уже не только с началом года, но и со сменой полугодий. Нахождение +-Солнца в 0° и 180°. И вот ритуал “повешенного бога”. Вавилонский царь, облачившись в священные одежды первожреца, взяв в руки кольцо и магический жезл гиш-зида, водрузив на голову тиару, покидал тронный зал дворца и спускался в каменное подземелье. На четвертый день ритуала верховный жрец храма Эсагила читает статуе Мардука эпос «Когда вверху». В это же время из города Борсиппа в направлении к своему храму Эзида начинает двигаться статуя сына Мардука бога Набу, желающего принять участие в празднике. На пятый день жрецы-экзорцисты освящают храмы Мардука и Набу, в жертву приносится овца. Царь становится на колени перед верховным жрецом, отдает ему свои инсигнии и клянется именем Мардука, что ни в чем не согрешил против Вавилона. Верховный жрец бьет царя по щеке и дергает его за уши. Если после этого царь проливает слезы – это хороший знак: Мардук поверил его клятве и оставляет на троне. Если же слез нет, то Мардук вправе свергнуть царя. Под конец церемонии он возвращал царю знаки власти. Повешенный вниз головой бог согласно седьмой Линии аспекта.
На одной из вавилонских табличек значится: “Седьмой день. Дурной день. Не есть мяса. Не сменять одежду. Не всходить на колесницу. ”. В этот день полагалось отказывать себе не только в удовольствиях, но и в нуждах. Все, что есть – от бога, и человеческие действия нарушают порядок, установленный богом. Суббота это по своему происхождению не день отдыха, а день демонстративного невмешательства человека в божий мир. Традиция посвящения субботы Богу была воспринята от шумеров в Вавилоне, а затем в древнем Израиле.
Прежде всего, верующие евреи должны свято чтить субботу – день покоя. Об этом в Библии сказано так: “Шесть дней можно делать дела, а в седьмой день суббота покоя, священное собрание, никакого дела не делайте” (Левит, XXIII, 3). Даже пищу на субботу следовало приготовить накануне. Соприкосновение же с огнем в субботу считалось, чуть ли не смертным грехом: “всякий, кто будет делать в нее дело, предан будет смерти” (Исход, XXXV, 2). Огонь – атрибут бога земли. В иудаизме суббота характеризуется воздержанием от действий, имеющих характер творения, созидания.
При всяком отклонении порядка счета дней недели от вавилонского порядка теряется смысл соответствия номера каждого дня с принадлежащей ему Линией аспекта зодиакального круга. Поэтому в ряде случаев традиция держаться прошлого оказывается права.
Все человеческое ,это ПЛАГИАТ на Божственный Оригинал НЕДЕЛИ-СЕМИДНЕВКИ
Источник
Почему дни недели называются именно так
22 Фев, 2014 07:31
У нас принято, что неделя начинается с понедельника, но в некоторых странах начало недели приходится на воскресенье.
Так же есть некоторые нестыковки в названиях — например, почему среда (т.е. «средний день недели») на самом деле третий, а не четвертый?
Чтобы ответить на эти и другие вопросы, касающиеся дней недели, нужно начать с вопроса, почему в неделе 7 дней, и почему она называется неделей.
Почему в неделе 7 дней
Для современного человека семидневная неделя является привычным делом. Но откуда взялись эти семь дней в неделе?
Согласно историкам, в истории человечества неделя не всегда имела семь дней. Были варианты 3-х дневной, 5-дневной, 8-дневной («восьмидневка» в Древнем Риме) недели, а так же древнего 9-дневного цикла у кельтов и ориентации на 14 ночей, которая присутствовала у древних германцев.
Будет интересно отметить, что древнеегипетский календарь Тота основывался на 10-дневном цикле. А вот семидневка была популярна в Древнем Вавилоне (около 2 тыс. лет до н.э.).
В Древнем Вавилоне семидневный цикл был связан с фазами Луны. Ее видели на небе примерно 28 суток: 7 дней Луна увеличивается до первой четверти; столько же ей нужно до полнолуния.
Так же 7-дневный цикл был использован у древних иудеев. Записки иудейского историка Иосифа Флавия, датированные 1 веком н.э., включают в себя следующие слова, связанные с семидневкой: «Нет ни одного города, греческого или же варварского, и ни одного народа, на который не распространился бы наш обычай воздерживаться от работы на седьмой день».
Иудеи и христиане приняли 7-дневный цикл, т.к. в Ветхом Завете указывался 7-дневный недельный цикл, установленный Богом (процесс сотворения мира за 7 дней):
первый день — создание света
второй день — создание тверди и воды
третий день — создание суши и растений
четвёртый день — создание небесных светил
пятый день — создание птиц и рыб
шестой день — создание пресмыкающихся, животных и человека.
седьмой день — посвящен отдыху.
С астрономической точки зрения, мотивация 7-дневки довольно простая. Все календарные расчеты древних народов основывались на лунных фазах.
Их наблюдение являлось самым удобным и простым методом для исчисления и характеристики временных периодов.
Стоит отметить, что в древнеримском календаре, названия всех 7 дней недели связаны с названиями светил, которых можно увидеть невооруженным глазом, а именно: Солнца, Луны, Марса, Меркурия, Юпитера, Венеры, Сатурна.
В современном календаре можно найти эти названия благодаря Риму, который распространил их по всей Западной Европе.
И все же календарь всегда был использован в качестве идеологического оружия. Несмотря на космические ритмы, китайские и японские императоры, например, вводили собственные календари, чтобы лишний раз утвердить свою власть.
Несколько раз в Европе пытались изменить 7-дневный цикл, но нарушения последовательности дней не случилось.
Почему неделя называется неделей
Совершенно не важно (с теоретической точки зрения), с какого дня считать неделю, так как это цикл. Нужно лишь разделить дни на рабочие и выходные.
Слово «неделя» является для нас привычным, и мы даже не пытаемся задуматься, откуда появилось это слово.
До принятия христианства, было принято называть неделю выходным днем, и этот день был первым в неделе. Но потом «выходной» сделали днем, который завершает недельный цикл.
Слово неделя пришло из древности, где было выражение «не дълати», что означало «ничего не делать», проще говоря «выходной» или как сейчас мы называем «воскресенье».
Так как отдыхать приходилось после работы, а не до нее, то воскресенье стало завершающим днем недели.
Сегодня, согласно регламентированию Международной организацией стандартизации, неделя начинается именно с понедельника.
Стоит отметить, что до того, как начали использовать термин «неделя», эти самые семь дней называли «седмицей» (в болгарском языке неделя и сейчас называется «седмицей»). Последний день седмицы считался периодом, когда никто ничего не делает, а так как неделя это период от воскресенья до воскресенья (от «неделания» до «неделания»), в обиход вошло именно слово «неделя».
Источник
Как появились названия дней недели
С четвергом и пятницей всё просто — четвёртый и пятый дни после дня не-делания.
А вот суббота совсем из другой оперы: здесь ни цифры шесть, ни намёка на конец недели или христианский праздник. Как испанское sábado и румынское sâmbătă, она восходит к ивритскому שבת («Шаббат»), что значит «покой, отдых». Тот же корень слышен в арабском, персидском и грузинском языках.Так сошлись в русской неделе два дня отдыха, два выходных, начало и конец седмицы — суббота и неделя (воскресенье).
Иллюстрации: Екатерина Шестопалова
Поделиться:
— Бред или брехня вся статья))) Почему автор молчит о том что совсем недавно в неделе было девять дней. Не знает. Скрывает. ))) Пустая статья для тех кто вообще ни чего не знает про свой народ. Не знает и не хочет знать.
— Автор или школьник или только что закончивший ВУЗ студент. Если это написал взрослый, то представляю какие у него знания обо всём остальном…
— Пётр I, (вернее то, что в место него вернулось из Великого Посольства) поменял наш (Православный) календарь на европейский. Украв у народа как минимум 5208 лет. Зачем.
— В угоду Ватиканской церкви. Так же как в своё время Кирилл и Мефодий украли все дифтонговые буквы из нашей азбуки.
09.01.2015 в 18:00 Кириллица пишет:
Валерий, эмоций на рубль, аргументов на копейку, одни «почему».
Я вижу, что продолжателей дела профессора Чудинова не уменьшается…
Валерий — ваши научные знания лучше прятать от здоровых людей. А такими «научными» терминами как «дифтонговые буквы» не стоит щеголять без расшифровки. От этого вся эта псевдонаучная глупость становится лишь ярче…
Валерий,не курите ЭТО так много…
Календарь от Рождества Христова ввел Пётр Первый с 1 января 1700 года, а до того был от Сотворения Мира и в документах цифры писались Буквами, что говорит о том, что у Славян Письменнось была более 7000 лет. Старые документы это подтверждают.
11.01.2015 в 20:29 Мариям Шаяхметова пишет:
Владимир, приведите мне хоть один древний документ, подтверждающий хотя бы то, что в 5000 до н.э. славяне хотя бы существовали, не говоря уже о наличии у них письменности. Первые русские летописи составлялись при монастырях, которые появились при Владимире Красно Солнышко, ну может — один-два — при Ольге. Тогда и появилось летоисчисление с сотворения мира по !внимание! христианскому календарю. Что было до этого — не знаю.
К слову о самих славянах. Первые упоминания о склавах и антах относятся не много не мало к 4-5 векам уже нашей эры. Упоминаются они в византийских летописях. Там говорится и о гостеприимстве славян, и о военной культуре, и об удивительной способности выживания в лесах и болотах, но ни слова о письменности.
Я не истина в последней инстанции, но и для того, чтобы понять изложенное мной выше, достаточно знать школьную программу и периодически обращаться к источникам (тем же летописям) — если не доверяете авторитетам.
Даже если славянам 7 000 лет, в чём я лично сомневаюсь, то буквенный алфавит никак не мог сложиться у них раньше 3-4 века до нашей эры просто в виду того, что для более раннего времени буквенные алфавиты не характерны. Обратите внимание, что все древнейшие цивилизации (китайская, египетская, индийская, стран Двуречья) пользовались иероглифической письменностью.
Далее. Допустим, у славян в том же 4 в. до н.э. сложился буквенный алфавит (не важно, как буквы выглядели). Где хоть один документ, датируемый этим периодом? Не знаю ни одного. Был бы — так историки решили бы и нормандский вопрос, и были бы более объективны относительно периода правления Рюриковичей до Владимира К.С. Но — таких документов нет. Во всяком случае — славянского происхождения.
Ну и еще. Как за короткий срок вся Русь перешла со предплагаемо-славянской письменности на кириллицу?
07.04.2015 в 23:04 cyr_vkontakte_272085505 пишет:
Источник