Причины отмены юрьева дня
В этом году исполнилось 515 лет Судебнику Ивана III (1497 г.). Самой известной статьёй этого Судебника является 57-я статья, в которой был установлен срок перехода крестьян от одного землевладельца к другому. Этот переход разрешался за неделю до и неделю после Юрьева дня.
Юрьев день – церковный праздник, посвященный св. Георгию Победоносцу. Отмечается 9 декабря (26 ноября по ст.ст.). По традиции на Руси в этот день осуществлялся переход крестьян от одного феодала к другому. До конца 16 в. крестьяне – это лично свободные земледельцы-общинники, у которых был земельный надел, рабочий скот и орудия труда, необходимые для обработки земли.
Крестьяне, как и феодалы, появились на Руси не сразу. Земледелец из родовой общины не являлся крестьянином. Он участвовал в управлении своим коллективом (в народном собрании) и был воином во время войны. Это не влияло на его положение в обществе, а земледелие не являлось его основным занятием. Общинник превращается в крестьянина, когда перестаёт быть воином и участвовать в народном собрании. Процесс формирования крестьянства шёл двумя путями: в крестьян превращались рабы, посаженные на землю и полностью зависевшие от своего господина, а с другой стороны, князья и дружина сосредоточивали в своих руках права, которыми располагала община, оставляя общине лишь то, что не могло отразиться на их могуществе. Появление соседской общины сыграло огромную роль в образовании крестьянства, т.к. её деятельность основывалась на хозяйственных связях. Такой коллектив было труднее подчинить знати, следовательно, община служила ограничителем растущих прав господствующего класса. Крестьянство делилось на лично зависимых и государственных. Поначалу на Руси преобладали крестьяне-общинники, которые зависели от коллектива феодалов. В письменных источниках они выступают под именем «люди» и «Русская Правда» не отделяет их от других сословий, т.е. не наблюдается понижения основного статуса земледельцев. Большесемейная община называлась вервь. Она насчитывала 150-400 человек. Вервь домонгольского периода являлась верховным собственником всей земли. С течением времени функции общины сузились, в ведении общинного суда находились дела семейные и внутренние дела общины. Наличие богатства не давало преимущества при выходе из общины: человек мог выйти из неё только со своим имуществом, но без земли. Таких людей называли изгоями. Они могли уйти на землю частного феодала и превратиться в зависимых людей. Рабство (холопство) было основным источником формирования зависимого от князя и дружинников крестьянства. Переводить холопов на землю феодалов вынуждала экономическая необходимость. Этот источник дохода принадлежал только феодалу.
Кроме холопов к зависимым крестьянам относились смерды, находившиеся в личной зависимости только от князя. Если холопы попадали в зависимость через внеэкономическое принуждение, то закупы и рядовичи – через экономическое, через заключение договора (ряда) с частным владельцем, на основе которого рядовичи выполняли определённый объём работ. Купа – ссуда, которая бралась в долг, и закуп должен был её отработать в хозяйстве заимодавца, который предоставлял закупу всё необходимое для работы (скот, инвентарь). Таким образом, в личной зависимости от феодала находились: челядь, изгои, смерды, рядовичи, закупы, но общая численность названных категорий не превышала 10-15% от всего населения Древней Руси, т.е. общество состояло, в основном, из свободных людей. Постепенно все вышеупомянутые группы слились в одно сословие – крестьянство.
Термины «крестьяне» и «деревня» появились в Северо-Восточной Руси и известны с 14 в. Община 14-16 вв. называлась волостью. Волость была единственной формой сословного объединения крестьян. Она ведала общими угодьями и сооружениями, отстаивала в суде интересы каждого крестьянина и всей общины в целом. Волость имела право взимания податей с членов общины, несла ответственность за выплату нужной суммы (круговая порука). Наличие полномочий не означало самостоятельного существования общины; она имела право на существование, если признавала над собой поземельную и судебно-политическую зависимость. Собранные с крестьян платежи в княжескую казну, перереспределялись между членами правящей верхушки. Крестьяне не были полностью свободны, а находились в зависимости от всего класса феодалов в целом.
Расширение частносеньориальной собственности началось с 13 в. с преобладания княжеских доменов. Существовали дворцовые (княжеские) и частнофеодальные крестьяне (половники).Половник вёл самостоятельное хозяйство, получив у феодала ссуду на хозяйственные цели и землю.Власть феодала над наделом половника не ограничивалась ни традицией, ни законом – только экономической целесообразностью. Половник – тот, кто платил феодалу половину урожая, но это имело место лишь в исключительных случаях, обычно он платил 3-й, 4-й или 5-й сноп. Дееспособность половника была ограничена. Постепенно половники втягивались в общинную организацию, что ослабляло их личную зависимостьот феодала, но при этом возрастала поземельная зависимость. Поскольку в 13-15 вв. шёл процесс унификации крестьянства, то исчезает множественность в наименовании сельского населения и в 15 в. термин «половник» исчезает.
Частнособственнические крестьяне объединялись в общины. Приближенность к сеньору, проживание на его земле ограничивало дееспособность общины, но нигде землевладелец не отказывался от общинной организации. Он рассматривал её как низшее звено сеньориального аппарата и использовал для фискальных целей. Это усиливало зависимость общины, но феодалы не вмешивались в её хозяйственную жизнь, ограничиваясь сбором дохода с общины и выполнением ею повинностей.
Сословный статус крестьянства как единого сословия оформился в связи с объединением русских земель. При этом появилось стремление законодательно принизить положение крестьян. По Судебникам 1497 и 1551 гг. честь крестьянина оценивалась в 1 руб. Других мер дискриминации пока нет, нет и юридического оформления сословного статуса крестьянства. Крестьяне признаются лицами дееспособными: сами отвечают в суде за свои поступки, имеют право обращаться в суд на княжескую администрацию и частного владельца. Ограничение личной свободы крестьян сказалось в крепостничестве, которое начало складываться в 15-16 вв. В это время остро встала проблема перехода крестьян из одних владений в другие.
С сер.15 в. отмечаются грамоты великих и удельных князей, в которых запрещается или ограничивается срок срок перехода крестьян, но это касалось лишь монастырских крестьян. Встречались и временные запреты на переход крестьян в другие вотчины. Но в конечном итоге, эта тенденция получила звучание в Судебнике 1497 г., установившем срок перехода крестьян за неделю до и неделю после Юрьева дня осеннего (26 ноября по ст. ст.). К этому времени заканчивался годовой цикл с/х работ и происходил расчёт по натуральным и денежным обязанностям крестьян в пользу их владельцев и по государственным податям. 57-я статья Судебника предусматривала уплату специальной пошлины (пожилого), которая распространялась на всё крестьянство, независимо от его юрисдикции (государственные, монастырские, частновладельческие). Это указывает на поземельное, а не личностное прикрепление. Таким образом, статья 57 фиксирует важнейший общий признак крестьянства, как отдельного сословия, а именно их прикреплённость к земле. В то же время распространение нормы уплаты пожилого, характерной для категории личнозависимых крестьян, на всё крестьянство, является показателем усиления форм личной зависимости. Статья 57 Судебника 1497 г. была лишь начальным этапом длительного процесса закрепощения крестьян. В Судебнике ещё нет определения понятия побег, не было и предусмотрено никакого наказания за нарушение установленной нормы, т.е. крестьянин фактически мог оставить своего владельца в любое время. Тем не менее, тенденция закрепощения стала приобретать черты общегосударственной политики.
Проведённые в 30-50-е гг. 16 вв. реформы увеличили самостоятельность крестьянской общины. Складывалась более высокая форма организации крестьянства, элементы которой могли бы приблизить крестьян к управлению государством. Для России не существовало фатальной неизбежности перехода к крепостному праву. Однако во 2-й пол.16 в. нашу страну ожидал иной ход событий.
В Судебнике 1551 г. право перехода крестьян в Юрьев день было подтверждено, но уже оформился новый порядок исчисления пожилого, который зависел от количества лет, в течение которых крестьянин работал на земле: чем дольше он пользовался наделом, тем сложнее было расплатиться с землевладельцем. Крестьянину оставалось или смириться или бежать. Бегство крестьян с частновладельческих земель стало серьёзной проблемой в 16 в. Бежали на вновь присоединённые или осваиваемые земли. Колонизация оказала заметное воздействие и на становление крепостного права. Воможность переселения в отдалённые районы, где разыскать беглого было нереально, с одной стороны сдерживала закрепощение, с другой – побуждала феодалов добиваться законодательного оформления своего права свободно распоряжаться трудом и судьбами сельских жителей. Более простым способом перемены участи для крестьян был вывоз, т.е. переезд к другому землевладельцу, который мирно улаживал все дела с прежним хозяином (платил пожилое) или защищал крестьянина от притязаний последнего.
Закрепощение крестьян было мерой вынужденной, вызванной природными условиями России и государственными потребностями, заключавшимися прежде всего в «умножении войска». Огромные земельные пространства России были относительно слабо заселены, поэтому между землевладельцами шла борьба за рабочие руки. В этой борьбе брали верх богатые светские вотчинники и монастыри, располагавшими большими средствами для предоставления крестьянам льгот.Между тем основу государственного войска составляли дворяне и дети боярские, которые должны были нести свою службу за населённые земли (поместья) «конно, людно и оружно». Доходы с этих земель могли поступать только тогда, когда было кому обрабатывать эти земли. Кроме того, частновладельческие крестьяне были тяглецами, т.е. должны были платить подати в казну и выполнять некоторые государственные повинности. При таком положении дел государство было вынуждено принять некоторые меры, направленные к прекращению незаконных крестьянских выходов.
В 80-е гг. 16 в. были введены заповедные лета, т.е. временное запрещение крестьян переходить от феодала к феодалу в Юрьев день. В 1597 г. вышел указ об «урочных летах», согласно которому устанавливался пятилетний срок сыска беглых крестьян. В 1607 г. появился указ Василия Шуйского об увеличении срока сыска беглых крестьян до 15 лет. Юридически крепостное право было зафиксировано в Соборном уложении 1649 г. Крестьяне были навсегда прикреплены к земле, Юрьев день был отменён и установлен бессрочный сыск беглых крестьян.
Таким образом, в первой половине 17 в. из сидевших на земле холопов и формально свободных крестьян сформировалось новое сословие крепостных. Меньшая часть населения закрепостила большую. Именно тогда, в кон. 16 – нач. 17 вв., и появилась знаменитая поговорка: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!»
Источник
Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!
Русь с давних времен была аграрной страной, большую часть населения которой составляли крестьяне. Государство наделило крестьян обязанностью выплаты многочисленных налогов и податей – основная тяжесть налогового бремени падала на это сословие. В период формирования и развития феодального строя постепенно происходило закрепление крестьян за помещиками: более сильная и владеющая землей часть населения делала все возможное для присвоения себе рабочих рук, чтобы получить возможность пользоваться трудом лишенного практически всех прав крестьянина. В итоге получилось так, что правительство, опиравшееся на поддерживавших его бояр и дворян, заставило земледельцев войти в положение полностью зависимых от помещика людей. Так родилось крепостное право – путем медленного закрепощения ранее лично свободных, но бедных землепашцев. Однако у крестьян вплоть до XVI столетия все еще оставался Юрьев день, когда они могли если не совсем уйти от помещика, то хотя бы поменять хозяина.
Что такое Юрьев день
Начиная с XI в., на Руси у крестьян существовало право, как перейти под покровительство какого-либо крупного землевладельца, так и покинуть его. Условия были следующими: помещик давал «подшефному» надел и некоторое имущество (которое называлось «пожилое»), а тот был обязан трудиться на земле, часть плодов своего труда отдавая барину.
Когда взаимные обязательства были исчерпаны (например, крестьянин приобретал какое-то свое имущество, а помещик получал натуральную плату за пользование землей), стороны договаривались о «расторжении договора»: крепостной мог уходить и искать себе лучшей доли.
Со временем произошло установление в законодательном порядке определенного периода в году, когда земледелец мог воспользоваться правом крестьянского перехода. Это и был Юрьев день.
Введение Юрьева дня имело большое значение в истории России. По сути, это означало начало закрепощения крестьян. Юрьев день (или день Святого Георгия, покровителя земледельцев) отмечали 26 ноября (по новому стилю – 9 декабря). За неделю до и в течение недели после праздника крестьянин мог уйти от «своего» помещика, рассчитавшись с ним за пожилое и за пользование землей. Помещик, в свою очередь, платил крестьянину ту сумму, о которой они договаривались. При этом нередко он обманывал «подшефного». Отсюда пошло выражение «объегорить» (Юрий, Георгий, Егор – вариации на тему одного имени). Поздний осенний период был выбран вследствие удобства: заканчивались полевые работы, а до нового цикла было еще далеко. Денежный сбор с крепостных устанавливался произвольно и вполне мог превышать их платежеспособность.
Установление ограничения перехода крестьянина Юрьевым днем (и двухнедельным сроком до и после) произошло при Иване III, когда был принят Судебник (свод законов) 1497 г. Эту дату можно считать первым законодательным ограничением права земледельцев на распоряжение своей личностью.
Отмена Юрьева дня
Временное восстановление крестьян в правах – Юрьев день – было окончательно отменено либо при Иване Грозном, либо позже – при царе Федоре Иоанновиче, который под давлением Бориса Годунова издал указ об урочных летах. Было запрещено крестьянам менять помещика даже в Юрьев день, если в этот год велись работы по составлению писцовых книг. Тогда-то и родилась поговорка «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!». Происхождение фразеологизма понятно: крестьянин с семьей весь год копил средства для того, чтобы рассчитаться с ненавистным хозяином и перейти под покровительство более гуманного, а тут ему сообщают, что в связи с составлением писцовых книг ходить никуда нельзя.
Указом 1597 года вводились новые правила: разрешено было искать беглого крестьянина в течение 5 лет. По сути, это тоже означало запрет покидать прежнего хозяина.
Кто именно все-таки отменил на законодательном уровне Юрьев день, пока остается неясным. Прямая и полная отмена Юрьева дня не записана ни в одном законодательном акте. Есть мнение, что этот день отменен в 1581 году, когда у церкви забрали в пользу государства принадлежавшие ей земли, и крестьяне потеряли стимул уходить от помещиков (раньше они часто уходили обрабатывать монастырские земли – там было значительно меньше налоговых сборов). Кто и каким документом ввел полный запрет перехода – неизвестно.
Возможно (скорее всего) такого документа вовсе не существовало. Крестьяне постепенно попали в зависимое положение, выйти из которого даже при наличии официального разрешения не могли – не хватало средств, чтобы расплатиться с помещиком. Так было введено крепостное право, на века превратившее земледельца фактически в раба. На Руси в память об этом событии осталось выражение «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!», означающее гибель всякой надежды.
Источник
Трагедия русской поговорки: «Вот тебе бабушка и Юрьев день
Поговорку «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» произносят при внезапном разочаровании, неудаче и неожиданной перемене к худшему. У этого выражения глубокая история, связанная с трагической жизнью простого русского землепашца, которого приравняли к рабу и двуногому скоту. Сделали это не пришлые завоеватели, а свои же православные правители.
Крепостное право не является порождением русской действительности. Практически все европейские государства имели свой аналог этой системы, но отменили ее раньше, чем Россия.
Однако у европейцев оставались колонии, где рабство продолжало существовать, даже когда английские, французские, немецкие, нидерландские, португальские крестьяне получили свободу. А вот российским правителям пришлось эксплуатировать свое же население.
Георгий Победоносец и русский крестьянин
Князь Ярослав Мудрый считал небесным покровителем Георгия Победоносца и приказал построить храм в честь своего святого. 26 ноября или 9 декабря по новому стилю 1051 года Георгиевскую церковь освятили. В народе эту дату прозвали Юрьевым днем, Егорием осенним или Егорием холодным. Считалось, что после 26 ноября «Егорий отмыкает пасти волкам» и они могут нападать на скот.
К XV веку Юрьев день стал особенно важен для русского хлебороба. 26 ноября завершался годовой цикл сельскохозяйственных работ. Полевые работы заканчивались и на селах происходил расчет по финансовым и натуральным повинностям крестьян перед владельцем земли – помещиком, который выплачивал налог государству. За неделю, до и после Егория любой крестьянин мог свободно оставить землю, на которой жил ранее и перейти к другому помещику.
«Юрьев день». Сергей Иванов
Для этого селяне уплачивали хозяину долги и пошлину за пользование двором и землей. Когда все финансовые дела были закончены, крестьяне собирали свои пожитки и отправлялись к новому феодалу, которого также могли через год поменять. Право крестьян на смену помещика регулировал Судебник князя Ивана III, принятый в 1497 году. Право на выход сохранился и в Судебнике 1550 года, составленном при Иване Грозном.
Недостающее звено
Историки до сих пор спорят кто и когда отменил Юрьев день и полностью закрепостил русское крестьянство. Опубликованного закона об его упразднении в архивах так и не обнаружено. По этому поводу историк Руслан Скрынников писал:
«Древние архивы сохранили важнейшие крестьянские законы, изданные в правление Ивана Грозного, Бориса Годунова и первых Романовых. В длинной цепи недостает лишь одного, но зато самого важного звена — закона об отмене Юрьева дня, покончившего с крестьянской свободой».
Василий Ключевский считал, что закрепощению крестьян способствовали не законы, а реалии жизни. Соглашался с Ключевским и советский историк Борис Греков. По его мнению, в XVI веке в России появилась материальная база крепостного права – система барщины. В 1581 году Иван Грозный издал указ о «заповедных летах» — отдельных годах, когда крестьянам запрещалось уходить от помещика. Делалось это для облегчения всеобщей переписи земель государства.
Борис Годунов — боярин, шурин царя Федора I Иоанновича, при котором был фактическим правителем государства. С 1598 по 1605 года — русский царь.
По гипотезе историка Вадима Корецкого отмена Юрьева дня произошла при сыне Ивана Грозного Федоре Блаженном, которого считали слабоумным. Подбил его на этот шаг Борис Годунов. При этом крепостное право не распространялось на южные уезды страны.
Похожего мнения придерживался и Руслан Скрынников, который писал:
«…Закабалил же крестьян, по-видимому, все же… Федор Иванович, мягкий и слабовольный, находившийся под влиянием Бориса Годунова. Умен был Борис, да и великодушен, и зерно народу раздавал в голодные годы, а вот свободу как великое общественное благо, значит, не ценил».
«Урочные лета»
Среди крестьян был популярен фразеологизм «объегорить». Святого Георгия или Юрия в народной среде называли Егорием, а «объегорить» означало уйти от помещика, не заплатив ему подати. Еще в судебнике Ивана Грозного прослеживается «затягивание гаек» в отношении землеробов. Так в 1550 году вдвое увеличился налог на пользование землей и инвентарем помещика. У многих хлеборобов денег на выход не хватало, и они самовольно уходили с земли.
Крестьян особо никто не искал, Россия большая, а идти им некуда. Рано или поздно объявятся у нового помещика, и государственная казна свое получит. Со временем масштаб бегства стал увеличиваться, и многие пахари предпочитали не хозяйский плуг, а волю. Молодые и сильные уходили к казакам или пополняли шайки «лихих людей» и «государевых воров».
Источник
«Вот тебе , бабушка , Юрьев день»: как крестьян лишили возможности изменить свою судьбу
9 декабря на Руси отмечали народный праздник Юрьев день ( 26 ноября по старому стилю). Эта важная историческая дата. Дело в том , что в Юрьев день русские крестьяне могли расплатиться с владельцем земли и сменить место жительства. Затем это право отменили. Поговорка «Вот тебе , бабушка , Юрьев день», связана с запретом на смену феодала и обозначает разочарование из-за несбывшихся надежд.
Что такое Юрьев день и когда его ввели?
В Судебнике 1497 года говорится , что крестьяне не могут покидать хозяев в течение года. Это можно сделать только после завершения полевых работ , и только в течение двух недель ( 7 дней до и 7 дней после Юрьева дня). При этом нужно было заплатить «пожилое» — пошлину за уход.
Пока крестьяне могли сменить владельца , собственники земли вынуждены были с этим считаться. Ведь они были заинтересованы в приходе как можно большего количества работников на свои земли. Крестьянам даже помогали обосноваться на новом месте , давали ссуды и льготы , пишет vesti.ru.
Отмена Юрьева дня
Закрепощение крестьян и отмена их перемещений происходили постепенно.
В 1550 году Иван IV увеличил «пожилое» — пошлину , которую крестьяне выплачивали при уходе от владельца. Через несколько десятков лет царь издал «Указ о заповедных летах», который временно запрещал переход крестьян в некоторых районах Русского государства.
Следующим шагом стали указы Федора Иоанновича ( 1597) и Василия Шуйского ( 1607) о розыске беглых крестьян. Их следовало искать сначала в течение 5 , а затем 15 лет. Любой переход крестьянина отныне рассматривался как бегство. Беглого человека нужно было вернуть со всей семьей и имуществом.
И наконец , «Соборное уложение» Алексея Михайловича в 1649 году ввело бессрочный розыск беглых крестьян.
Интересно , что не сохранилось указа об отмене Юрьева дня. Насчет этого у историков есть две теории: «указная» и «безуказная». Согласно первой , закрепощение произошло после изданного Борисом Годуновым в 1592 году закона , который впоследствии был утерян. По другой версии , закрепощение произошло из-за условий жизни и задолженностей крестьян: они просто не могли расплатиться с владельцем , чтобы перейти к другому.
Есть предположение , что с Юрьевым днем связано слово «объегорить».
Дело в том , что Юрьев день — это народное название церковного праздника , дня памяти великомученика Георгия , которого в народе называли Юрием или Егором. «Объегорить» означало обмануть барина при уплате податей , сообщает mir24.tv.
Источник