Москва и москвичи на полотнах импрессиониста эпохи соцреализма Юрия Пименова

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Свадьба на завтрашней улице. (1962 год). Автор: Юрий Пименов.

Мир творчества художника Юрия Пименова — особенный мир, в котором каждый зритель для себя делает новые открытия той далекой советской эпохи. И сегодня с уверенностью можно сказать, что глубокая интимность пименовских картин — в их истинной жизненности. В этом можете убедиться сами, просмотрев галерею лучших работ художника.

Калининград. Дождь. Автор: Юрий Пименов.

Это картины-новеллы, таящие в себе обыденные истории, прошедшие через душевные переживания художника его мировоззрение и талант. Мастер кисти свою живопись создавал в стиле обновленного импрессионизма, в основу которого закладывал «прекрасное мгновение» с легкими романтическими нотками и неким лиризмом, что придавало его работам особое, я бы сказала, торжественное настроение. И эти мгновения он щедро до краев наполнял истинной жизнью, желаниями, чувствами и настроением.

Ливень. Автор: Юрий Пименов.

Однако особого внимания заслуживает необычная манера письма живописца — мелкий полупрозрачный мазок, на всю жизнь ставший его уникальным авторским почерком, как впрочем, и жанр лирической живописи, оставшийся навсегда его стихией. Многие искусствоведы считали Пименова настоящим летописцем времени, в котором жил сам и творил свои впечатляющие полотна.

Ожидание. Автор: Юрий Пименов.

Немного о мастере соцреализма, не похожего на других

Юрий Иванович Пименов - художник соцреалист.

Живописец, театральный художник, график, народный художник РСФСР, действительный член Академии художеств СССР — Пименов Юрий Иванович (1903-1977) был коренным москвичом. Родился и жил в доме, который располагался невдалеке от Третьяковки, поэтому, будучи мальчишкой, большую часть свободного времени проводил в залах знаменитой галереи. И поэтому с ранних лет его любимым увлечением было рисование.

Огни университета. Автор: Юрий Пименов.

Первым наставником и учителем Юрий считал своего отца, юриста по основной профессии, который был превосходным художником-любителем. В школьные годы Юра Пименов не очень то не ладил с математикой, однако отлично управлялся с кистями и красками, что, конечно же, не прошло незамеченным. В старших классах учитель рисования помог талантливому мальчишке поступить в Замоскворецкую художественную школу.

Начало любви. Автор: Юрий Пименов.

А в 1920 году одаренный юноша уже учился во ВХУТЕМАСе — одном из лучших художественных заведений страны. А после окончания в 1925 году вместе с другими выпускниками Юрий Пименов вошел в художественное объединение под названием «Общество художников-станковистов». Как раз в этот период молодой художник всерьез увлекался немецким экспрессионизмом, что ярко проявилось в его творчестве. В 1927 году он создал полотно «Даешь тяжелую индустрию!», которое тогда высоко оценили критики.

«Даешь тяжелую индустрию!». Автор: Юрий Пименов.

Однако не все было так радужно в творческой карьере художника. Так, вначале 1930-х годов в его жизни наступили сложные времена. Постановлением «О перестройке литературно-художественных организаций» власти запретили работу всех художественных объединений. Самого же Пименова стали резко критиковать, обвиняя в формализме.

Утренние покупки. Автор: Юрий Пименов.

Художник тяжело перенес это время, он позже так вспоминал об этом: «. это было мое трудное время. У меня расползлись нервы, я совсем не мог работать. К тому же меня постигли и профессиональные беды: одну книжку, которую я иллюстрировал, за рисунки признали формалистической, и я оказался без денег и без работы, так как после этой книжки работы в журналах мне не давали, и мы существовали на те деньги, которые стенографией зарабатывала моя жена».

В комнатах. Автор: Юрий Пименов.

Но все же со временем, собрав всю свою волю в кулак, художник нашел в себе силы вернуться к работе. И во второй половине 30-х годов главной темой его творчества стала жизнь столицы и образы ее жителей.

 Автор: Юрий Пименов.

В тот период Пименов мог целыми днями гулять по самым отдаленным московским улочкам и паркам, ездить в пригород столицы и бродить по окрестным лесам. Он с упоением писал городские пейзажи, изображал новостройки новой Москвы и, конечно же, людей — одухотворенных, красивых душой и телом. За что коллеги-художники и искусствоведы прозвали его «певцом» столичной жизни и быта.

Широкие пути. Автор: Юрий Пименов.

Даже тяжкие военные годы Юрий Иванович, отказавшись от эвакуации, провел в Москве, создавая агитационные плакаты. Писал он в это время портреты героев и жанровые картины, отражающие военные будни родного города.

 «Фронтовая дорога». Автор: Юрий Пименов.

В послевоенные годы Юрий Иванович работал преподавателем Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК). На полотнах Пименова вновь нашли отражение мирные темы: Москва и москвичи, новостройки, жанровые сцены из жизни.

Новый год. Автор: Юрий Пименов.

Таким образом, пережив тяжелый период критики, Пименов стал признанным мастером соцреализма. С середины 1950-х годов он много странствовал: посетил Англию, Индию, Францию и Италию, писал очерки о поездках, делал зарисовки. Однако самой большой любовью в жизни мастера по-прежнему оставалась Москва, с ее достопримечательностями и жителями, которые веками творили ее историю.

Бумажные цветы и первоцветы.

Женщина в гамаке. Автор: Юрий Пименов.

Район завтрашнего дня (1957 год). Автор: Юрий Пименов.

И в заключение хотелось бы отметить, что Юрий Пименов имел особый дар — находить в повседневности романтику и лиризм. И в отличие от многих своих коллег по цеху, Пименов всегда пытался идти в ногу со временем и стремился правдиво воплощать в своих произведениях современную жизнь.

Весеннее окно. Автор: Юрий Пименов.

Создание трепетного ощущения необыкновенности обыкновенной жизни — вот что было творческим кредо художника. И это было так не похоже на творчество многих соцреалистов, которые тщательно пытались полировать действительность социалистического строя, идеализируя ее и восхваляя.

Лирическое новоселье. Автор: Юрий Пименов.

Тем не менее Пименов без всяких условностей признан одним из самых ярких и выдающихся художников советского изобразительного искусства. И на сегодняшний день его произведения хранятся в крупнейших музеях страны. И что интересно, легкие, наполненные трепетным светом и динамикой его картины до сих пор не оставляют равнодушными как поклонников западного и современного искусства, так и убежденных академистов.

Источник

Юрий Пименов

Юрий Пименов

Запах дождя и горячего асфальта. Аромат фиалок и душное дыхание солярки.
Снежная поземка на затемненной улице. Свежесть цветущего сада.
Тишина и томление весны. Угар и грохот московского лета. Радость зимнего вечера, синего, синего, манящего теплыми огнями окон. Прелесть осеннего утра, убранного каплями росы.
Шелест новых платьев. Цокот каблучков по доскам, перекинутым через лужи.
Первые звуки оркестра. Шепот притихшего зала. Пение ветра в лесах новостроек и смех девушек — штукатуров и маляров. Вздох актрисы и колдовской свет рампы. Звонок телефона, обещающий разлуку.
Весь этот поток звуков, запахов, красок охватывает вас, когда вы входите в мир сложный и простой, полный поэзии и будничности, радостей и печали. Мир трепетного ощущения необыкновенности обыкновенной жизни, дарящей ежеминутно, каждодневно все новые открытия, мир творчества художника Юрия Пименова.

Юрий Пименов любил Москву, ее новь, ее людей. Живописец это свое чувство щедро отдает зрителю. Мастер открывает нам мир, к которому мы привыкли. Ведь каждодневно мы ходим, ездим в метро, на автобусах и автомашинах и зрим рядом этот интересный, увлекательный, чудесный мир.

А это нелегко. Ибо наблюдатель, поэт и художник, живущий в каждом из нас, пока мы бываем детьми, потом, с годами, с превеликим тщанием изгоняется нами самими. И мы в большинстве своем становимся мудрыми скептиками и резонерами, которым не до цветов или закатов. Словом, как это ни грустно, такова логика жизни.
Большие художники и поэты помогают нам как бы вновь обрести это чувство, это состояние юной лирической возбужденности. Они заставляют нас властью своего искусства понимать всю огромную значимость слов — непреходящее в преходящем.
Учат нас замечать и любить прекрасное, столь обильно заключенное в мире, окружающем нас.
Полотна Пименова, полотна-новеллы, таят в себе свежесть неуставшей души художника, тонкость и в то же время широту обобщений. Его холсты помогают нам понимать поэзию прозы.
Глубокая интимность пименовских картин — в их истинной несочиненности, в несомненной их жизненности. Мастеру глубоко чужда литературщина в живописи, подменяющая порой художественность пластического выражения.
Метафоричность языка Пименова — это цепь открытий длиной в полвека.

«Каждый день нас охватывает поток жизни, — говорил Пименов, — порой он накрывает нас целиком энергией больших событий действительности, порою только задевает тихим краем, мокрой от дождя веткой, розовым облаком в вышине. Все, что встречается за день, огромно и поразительно разнообразно
Душа искусства — тонкая душа, и чем сложнее и умнее будет становиться человек, тем богаче и умнее будет становиться его искусство.
Искусство — дело интеллигентное, оно требует не умения ремесленника, а особого, сложного строя души. »
Станковая, реалистическая живопись Пименова предельно проста. Рисунок, цвет, композиция ясны. Но это сложная простота.

Всякие коммерческие, карьеристские задачи никогда не были и не будут действительными заботами творчества. Особенно страшно равнодушие, рождающее серость.
И это не только красивые слова. Это — психология Пименова, смысл его художнической судьбы.
Однажды он прочел мне отрывок из Блока:
«Писатель — растение многолетнее. Как у ириса или у лилии росту стеблей и листьев сопутствует периодическое развитие корневых клубней, так душа писателя расширяется и развивается периодами, а творения его — только внешние результаты подземного роста души».
Думается, в блоковских строках — разгадка молодости и долголетия пименовского таланта, который с годами только набирал силу и остроту.
Таких художников очень немного, ибо душа истинного живописца как бы движет кистью, и если стареет душа — быстро дряхлеет палитра, немощным становится колорит.

И. Долгополов. Мастера и шедевры.

Юрий Пименов

Даешь тяжелую индустрию. 1927

Юрий Пименов

Инвалиды войны. 1926

Юрий Пименов

Взяятие английского блокгауза (Северный фронт). 1928

Юрий Пименов

Художники в мастерской. (А. Д. Гончаров и Ю. И. Пименов). 1928

Юрий Пименов

Юрий Пименов

Женщина в гамаке.1934

Юрий Пименов

«Работницы Уралмаша в ложе театра» 1934 . Левая часть триптиха

Юрий Пименов

«Работницы Уралмаша на заводе» 1934. Центральная часть триптиха

Юрий Пименов

«Работницы Уралмаша дома за чаем» 1935. Правая часть триптиха

Юрий Пименов

Юрий Пименов

Новая Москва. 1937

Юрий Пименов

Почта пришла. 1940

Юрий Пименов

Война. Городские окраины. 1941

Юрий Пименов

Юрий Пименов

Фронтовая дорога. 1944

Юрий Пименов

1

Ленинградский пейзаж. 1944

Юрий Пименов

Осенняя станция. 1945

Юрий Пименов

Германия. Город у моря. 1945-1946

Юрий Пименов

Весеннее окно. 1948

Юрий Пименов

Юрий Пименов

Утренние покупки. 1951

Юрий Пименов

Богато накрытый стол.

Юрий Пименов

Клубника с молоком. 1956

Юрий Пименов

Район завтрашнего дня. 1957

Юрий Пименов

Гостья фестиваля. 1957

Юрий Пименов

Проливной дождь. Фрагмент. 1957

Юрий Пименов

Одинокая продавщица цветов. Венеция. 1958

Юрий Пименов

Венецианские окна. 1958

Юрий Пименов

Лавка соломенных шляп. Венеция. 1958

Юрий Пименов

Париж. Улица Сен-Доминик. 1958

Юрий Пименов

Юрий Пименов

Утренние окна. 1959

Юрий Пименов

Дальняя дорога. 1959

Юрий Пименов

Уголок кабинета. 1950-1960

Юрий Пименов

Между работой и театром. 1960

Юрий Пименов

Первые модницы нового квартала. 1961

Юрий Пименов

Юрий Пименов

Раннее утро в Москве. 1961

Юрий Пименов

Юрий Пименов

Свадьба на завтрашней улице. 1962

Юрий Пименов

Юрий Пименов

Бумажные цветы и первоцветы

Юрий Пименов

Юрий Пименов

Воспоминание о военном пайковом хлебе. 1962-1963

Юрий Пименов

Утро нового дня. 1964

Юрий Пименов

Утро в городе. 1964

Юрий Пименов

Портрет девушки в белой кофточке. 1960-е

Юрий Пименов

Лирическое новоселье. 1965

Юрий Пименов

Девушки из магазина. 1965

Юрий Пименов

Юрий Пименов

Портрет Татьяны Самойловой в роли Анны Карениной. 1966

Юрий Пименов

Кусок стекла. 1966

Юрий Пименов

Синяя чашка. 1967

Юрий Пименов

Натюрморт с тыквой и сковородой

Юрий Пименов

Юрий Пименов

Юрий Пименов

Борис Пастернак. Оттепель. 1967

Юрий Пименов

Юрий Пименов

Калининград. Дождь. 1968

Юрий Пименов

Костюмерная Большого театра. 1972

Юрий Пименов

Сотворение мира. 1973

Юрий Пименов

В магазине. 1973

Юрий Пименов

Афиша к художественному фильму С. Герасимова «Дочки-матери».1974

Юрий Пименов

Токийское окно. 1975

Юрий Пименов

Болгарский этюд. 1977

Юрий Пименов

Юрий Пименов

Юрий Пименов

Кижи. Старинная красота

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Новая Москва Юрия Пименова

Символом нового уклада Символом нового уклада социалистической жизни в СССР стала картина «Новая Москва» советского художника Юрия Пименова, написанная в 1937 году. Многие из искусствоведов считают эту работу самой популярной из всех, написанных художником.

Картина «Новая Москва» создавалась для выставки «Индустрия социализма», которая должна была открыться 8 ноября 1937 года к 20-летию Советской власти и окончанию II пятилетки. Идея выставки отвечала духу времени. Организаторы поставили перед участниками задачу: продемонстрировать триумф социалистического строя и успехи индустриализации.

Художникам предоставили список тем, из которых следовало выбрать понравившуюся. После выбора темы и утверждения её худсоветом, необходимо было представить эскиз будущего полотна. Его должен был утвердить комитет по подготовке выставки. И только после этого автор получал аванс и мог приступить к работе. Среди других была тема под названием «Новые города, новые люди», именно в её рамках и была создана «Новая Москва».

Открытие выставки затянулось

В случае необходимости художники выезжали на место изображаемого события. Кстати, на всё это также выделялись средства. Следует отметить, что срок окончания работы был строго оговорен. Нередко случалось, что в целом комиссия принимала картину, однако указывала на недостатки и предписывала сделать исправления.

В результате из-за всех установок, а также из-за того, что добрая половина комитета по организации выставки была репрессирована по делу «право-троцкистского блока» экспозиция открылась с полугодовым опозданием.

Картина Юрия Пименова «Новая Москва», хотя многие искусствоведы и обвинили его в формализме за дробность мазка, характерную для импрессионистов, сразу привлекла к себе внимание и получила широкую известность.

Что же до самого мастера, то он не отрицал — испытывает сильное влияние импрессионизма и находится под влиянием творчества Жана-Франсуа Милле, Пьера Огюста Ренуара, Эдуарда Мане, Валентина Серова.

Картина часто экспонировалась

Но как бы там не было, картина «Новая Москва» была замечена. В 1945 году она поступила в Третьяковскую галерею и с тех представлена в постоянной экспозиции. В настоящее время экспонируется в зале 15 в здании Государственной Третьяковской галереи на Крымском валу.

Кроме того, это полотно довольно часто демонстрировалось на крупных международных выставках. В 1956 году её можно было увидеть на XXVIII биеннале в Венеции. Затем она экспонировалась на выставках «Коммунизм — фабрика мечты. Визуальная культура сталинского времени», проходившей во Франкфурте-на-Майне, «Россия» в Музее Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке и «Warszawa — Moskwa / Москва — Варшава. 1900—2000» в 2004—2005 годах в столицах двух государств — России и Польши.

Жена художника служила ему моделью

Сюжет картины, которая чем-то напоминает кадр из фильма, довольно прост. Всё действие происходит утром рабочего дня. На полотне после сильного дождя, который также становится участником действа, нарисована площадь в центре столицы и широкий проспект. Машины на мостовой и толпы пешеходов придают городскому пейзажу движение. На первом плане картины за рулём легкового автомобиля спиной к зрителю сидит молодая женщина, которую следует считать символом новой Москвы и новой жизни.

Её легко узнать — это жена художника Наталья Константиновна Бернадская, которая довольно часто служила художнику моделью.

Интересный факт, когда Наталья Константиновна позировала своему мужу для картины «Новая Москва», она ждала ребёнка. Так что не удивительно, что в этой работе Пименова чувствуется столько счастья и радости.

Позже Юрий Пименов напишет в своей книге «Земное искусство»: «В моей жизни жена… всегда моя лучшая модель, — вспоминая свои работы, сделанные за многие годы, я вижу то её фигуру, то её волосы или руки…».

Тем самым он поставил точку над спорами по поводу того, кто находится за рулём автомобиля. Кого только не называли: любовницу Владимира Маяковского Лилю Брик, балерину Ольгу Лепешинскую, актрису Любовь Орлову, певицу Антонину Нежданову…. На самом же деле это муза художника — Наталья.

Сегодня эту картину смело можно назвать исторической. Благодаря ей мы видим, как выглядела довоенная Москва и, в частности, улица Охотный ряд после реконструкции 1930-х годов, к которой с площади Свердлова (ныне — Театральной) направляется легковой автомобиль.

Здание слева — бывшая гостиница «Континенталь», открытая в 1887 году и снесённая в конце 1960-х — начале 1970-х. В 1931 году там работал кинотеатр «Востоккино».

Угол дома справа, на котором виднеется большая белая буква «М»— наземный вестибюль станции метро «Охотный Ряд», открытый в 1935 году в перестроенном по проекту архитектора Дмитрия Чечулина старом доме. За вестибюлем метро — фасад здания бывшего Благородного собрания, перестроенного впоследствии архитектором Матвеем Казаковым. После революции это строение стали называть Домом Союзов и проводить там различные государственные мероприятия: съезды Советов, профсоюзов, траурные церемонии, судебные процессы, шахматные турниры, детские новогодние ёлки и пр.

На заднем плане высятся новые здания: слева — гостиница «Москва», в глубине в центре — Дом Совнаркома СССР.

«Руководящая и направляющая»…

К слову, в «Новой Москве» не прописана линия горизонта. Но тем не менее ясно — город стремится по прямой и открытой дороге в светлое будущее. Однако прежде общество должно решить целый комплекс задач.

Советские искусствоведы договорились до того, что улица, по которой несётся автомобиль, говорит о «руководящей и направляющей» силе партии. А «размытое видение» из-за недавно закончившегося дождя делает образ будущего не вполне конкретным… Мы же воспринимаем эту картину совершенно иначе — для нас она светлый, умытый дождём городской пейзаж…

Продолжение темы «женщина за рулём»

Впоследствии к теме «женщина за рулём» художник возвращался неоднократно. В 1944 году он запечатлел девушку-водителя спиной к зрителю на картине «Фронтовая дорога», которая хранится в Государственном Русском музее.

Вместе летнего городского пейзажа на полотне написана зимняя дорога. Машина, которую ведёт героиня, едет за грузовиком в сторону передовой. Рядом с водителем пассажир. Впереди — окраины городка с развалинами костёла.

В последний раз к этой теме Юрий Пименов возвратился в 1960 году. Тогда ему была заказана копия картины «Новая Москва». Картина получила название «Москва 1960 года» и находится в национальном музее Таджикистана.

Мэтр советского импрессионизма

Юрий Пименов, которого справедливо считают мэтром советского импрессионизма, родился в 1903 году в Москве. Его отец был юристом и увлекался живописью. Нет ничего удивительного в том, что сын решил связать свою жизнь с искусством. Гимназический учитель рисования отметил одарённого ученика и оказал ему протекцию при поступлении в Замоскворецкую школу рисования.

Семья жила рядом с Третьяковской галерей и маленький Юра там довольно часто бывал. Особенно ему нравились пейзажи передвижников, но больше всего он полюбил картину «Грачи прилетели» Алексея Саврасова. Позже его захватили пейзажи Александра Бенуа, Константина Сомова, Исаака Левитана.

В 1920–1925 годах Пименов учился в одном из лучших художественных заведений страны — во ВХУТЕМАСе. Его педагогами были график-иллюстратор Владимир Фаворский и архитектор Сергей Малютин.

В 30-е пришлось нелегко

Надо сказать, что Пименов был довольно увлекающейся натурой и желал попробовать себя в различных техниках и темах. То его волновали немецкие экспрессионисты, то звали за собой французские импрессионисты… Интересовали темы спорта, кино и достижений науки… Например, в 1927 году он создает картину «Даёшь тяжёлую индустрию!», которую критики тогда высоко оценили. Вообще, они его до поры любили и жаловали вниманием.

А потом вдруг всё резко изменилось. Впрочем, в начале 30-х всем и прежде всего людям искусства пришлось нелегко. Дело в том, что после постановления «О перестройке литературно-художественных организаций» работу всех художественных объединений запретили. В результате закрылось общество художников-станковистов, учредителем которого он был.

Самого Пименова стали критиковать, обвинять в формализме. Одну книжку, которую он иллюстрировал, за рисунки признали формалистической и не заплатили. Потом и вовсе перестали давать работу в журналах. В довершении всех бед его покусала бешеная собака, что сильно отразилось на здоровье. В результате тяжело заболел, стал нервничать, впал в депрессию и совсем не мог работать.

Однако он всё-таки нашёл силы вернуться к живописи, начав рисовать жизнь столицы. Художник целыми днями гулял по отдалённым местам Москвы, ездил в Подмосковье, бродил по окрестным лесам. В результате создавал городские пейзажи, изображал кварталы и новостройки столицы, улицы и дома… Труды не прошли даром. «Новая Москва» получила признание.

Планы рушит война

В 1939 году новый успех. Пименов с бригадой художников создаёт панно «Физкультурный парад в Москве», которое экспонировалось на Международной выставке в Нью-Йорке и стало фоном для шестиметровой архитектурной модели Дворца Советов.

Но дальнейшие грандиозные планы рушит война…

В годы Великой Отечественной войны художник возвращается к экспрессионизму. По его мнению, именно данная техника наиболее созвучна страшной трагедии, которая обрушилась на страну. Вместе с художником Владимиром Васильевым работает над Окнами ТАСС. В 1943 году его командируют на Северо-Западный фронт, а затем в Ленинград. Именно тогда он пишет полотна «Ночная улица», «Следы шин», «Фронтовая дорога» и другие.

Мастер рисует Москву

Сразу после войны Пименова приглашают на преподавательскую работу во ВГИК на художественный факультет. Он стал ещё ближе к кино, которое очень любил. В 1950 году принимает участие в работе над одним из самых известных послевоенных фильмов — «Кубанские казаки».

Но чем бы мастер не занимался, он по-прежнему увлеченно рисует Москву и москвичей, которые восстанавливают город после разрухи. Художник создает живописные циклы «Вещи каждого дня» и «Новые кварталы», за который его удостоят Ленинской премии.

В 1962 году он создает одно из своих лучших произведений «Свадьба на завтрашней улице».

Благодаря красочным и ярким мотивам Пименов сумел привнести в советскую театральную сценографию середины ХХ века живые, феерические решения.

Интересными открытием стали постановки, сделанные художником для Малого театра — «Волки и овцы» Александра Островского, «За тех, кто в море!» Бориса Лавренёва, оформление спектакля «Сирано де Бержерак» Эдмона Ростана в постановке Ленкома.

Как вспоминала режиссёр Мария Кнебель, «…он работал в театре как-то шутя. Ему, привыкшему к кропотливому труду станковиста, было весело придумывать декоративный образ спектакля… Художественный образ пименовских декораций был синтезом наших совместных исканий и всегда обогащал режиссёрский замысел».

За театральные работы Юрий Пименов дважды был удостоен Сталинской премии — в 1947 и 1950 годах.

Подобны эстрадной песне

Юрию Пименову повезло в жизни. Он успешно пережил страшные годы репрессий, обвинения в формализме и критику. Его считали совершенно «советским», да и власть к нему относилась с любовью, удостаивала государственных наград.

С середины 1950-х годов он регулярно выезжал за границу и написал ряд очерков, посвящённых своим путешествиям в Италию, Францию, Англию, Индию.

Когда готовила материал, прочитала такую фразу: «Его картины подобны советской эстрадной песне — они легки и жизненны, они запоминаются, они нравятся и понятны всем без исключения». Посмотрела работы и согласилась, верно сказано!

Юрий Пименов скончался 6 сентября 1977 года в Москве.

Стиляга от живописи)))
\улыбаюсь\
Именно так я и сказал как только открыл статью и увидел картину?
— Нечто из области "социалистическо-импрессионистического")))
Этакое "средне-арифметическое")))

ХОРОШАЯ картина.
Дело в том, что художник, соединяя новации, диктуемые самим ходом жизни, оказался верен духу традиции.
Хорошо ЧУВСТВУЕТСЯ дух Страны Советов.
И этот дух передан С СИМПАТИЕЙ.
Именно это и отличает картину в выгодную сторону.
Эмоционально картина "смещена" в сторону симпатий к своему. к родному.

В статье употреблен термин "дробный мазок".
Именно так — основной принцип импрессионизма.

Но при всем при этом, картина не то чтобы "русская" а очень "советская".
Хотя я совсем не разделяю мнения критиков, заявлявших, что женщина за рулем едет по линии "направляемой Партией")))
Глупость это все несусветная.
Картина пронизана чувством Родины и радостью за достижения и успехи происходящие в стране.

Поглядел серию других полотен Пименова и кивнул головой -я не ошибся в его творческих предпочтениях.

============
Респект авторице за то что представляет работы малоизвестные широкой публике но значительные по своему смысловому наполнению.

картина "Свадьба на завтрашней улице" — это просто очарование.

Кстати, Пименов оказался в числе тех, кто подписывал письмо в ЦК с просьбой не реабилитировать Сталина. Видимо, сильно его обидели. А вообще, если судить по его работам, он был очень светлый человек. Когда готовила материал, внимательно их посмотрела — очень интересный художник.

Наташа, приветствую.
Благодаря вам лично я обратил внимание на целую плеяду СОВЕТСКИХ художников. и вполне солидных.
Ну. Сан Саныч не в счет))) это я про Дейнеку)))
а вот Пименов, Яблонская, Максимов.
И ряд других — это для меня как открытие.
Конечно же я знал и видел картины Бродского и Иоганссона. но я воспринимал эти картины ШТУЧНО.
а ознакомившись со статьями я начал обращать внимание на творчество художников "в совокупности".
вот такой итог)))

соберусь с мыслями и раскритикую все-таки Яблонскую с ейным "Хлебом"
)))
раз нравится "Утро", то не грех и другое полотно. отругать)))

На мой взгляд, эта картина Яблонской чем-о напоминает известное полотно Серебряковой. С той лишь разницей, что "Хлеб" несет несколько другой настрой. Своего рода гимн сельскому хозяйству в лучшем понимании этого слова.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Источник

Художник недели: Юрий Пименов
ARTinvestment.RU 26 августа 2013

XX век в истории отечественного искусства — время сложное. Было разное: революции (авангард), контрреволюции (например, ОСТ), реакция (АХР), официальное (СХ и соцреализм), тихое и другое искусство. Яростно спорили об идеологии и эстетике искусства, отстаивали свои взгляды и не думали о последствиях. И в этом бурном море идеологических несоответствий нечто общее для непримиримых, казалось бы, адептов старого и нового, а позже формалистического и традиционного искусства возникало редко. Одной из таких точек соприкосновения было творчество Юрия Ивановича Пименова. Ему удалось практически немыслимое: оставаясь верным себе, он создавал работы, которые понимали и принимали все. Наполненные живым, пульсирующим светом, движением, динамичные и по-своему изящные, его картины до сих пор завораживают и поклонников западного и современного искусства, и убежденных сторонников идей академического реализма (соцреализма).

Родился будущий художник 13 (26) ноября 1903 года в Москве, в семье помощника присяжного поверенного Ивана Васильевича Пименова и Клавдии Михайловны Пименовой, происходившей из московского купеческого рода Бабаниных.

В 7 лет мальчика отдали учиться 10-ю московскую гимназию; там юный Пименов не ладил с математикой, но с удовольствием занимался рисованием. Как ни странно, отец-юрист совсем не возражал — напротив, он, всегда интересовавшийся литературой и рисованием, по мере возможности поощрял и поддерживал творческие наклонности сына. В 1915 году по рекомендации гимназического учителя рисования Алфёрова Пименова-младшего устроили в Замоскворецкую школу рисования и живописи. «Учась в гимназии, я с двенадцати лет начал ходить в воскресную школу рисования и живописи. Честно рисовал гипсы, — вспоминал позже Пименов. — Художником решил стать обязательно. Дома я рисовал пейзажи и срисовывал с открыток Серова, Сомова».

Размеренная детская жизнь (гимназия — художественная школа — домашние занятия) закончилась в 1917 году; теперь после занятий в школе подросток отправлялся на работу в Жилищно-земельный отдел Замоскворецкого Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов.

Как только позволили обстоятельства, Пименов, верный своему решению стать художником, вернулся к занятиям изобразительным искусством. В начале 1920 года он показал С. В. Малютину, тогда уже известному мастеру, свои работы — рисунки, этюды и копии, после чего Малютин взял его заниматься в свою мастерскую. 1920–1924 годы — время учебы во Вхутемасе: «Я учился у Малютина, Шемякина, Фалилеева и очень благодарен им. Но большее вхутемасовское время я проучился у Фаворского и — может быть, без права — хочу считать себя его учеником. Владимир Андреевич Фаворский был огромный и необычайно светлый человек. Ему присущи высокое благородство, мужественность, подлинная человечность» (Ю. Пименов).

Судя по всему, помимо личных качеств, молодому художнику в Фаворском импонировало и стремление последнего к предельной светоносности и сложности построения пространства в работах — именно эти вопросы, а не тема и не композиция картины были самыми важными для Пименова в те годы. Представитель передового искусства первой половины 1920-х, имеющего целью прежде всего агитацию изобразительными средствами, автор вполне стандартно-репортажных по сюжету работ — «Бокс» (1924), «Лыжники» (1925), «Бега» (1928) и т. п. — в первую очередь он был озадачен тем, как приемами станковой живописи максимально передать иллюзию света, объема и пространства, тот поражающий эффект присутствия, который сегодня является своеобразной визитной карточкой многих его живописных и графических работ. Возможно также, что не последнюю роль в стремлении вовлечь зрителя в пространство своих картин сыграла его многолетняя работа в журнальной графике (с 1923 года художник делал иллюстрации для журналов «Самолет», «Красная нива», «30 дней», «Советский экран», «Прожектор» и др.).

Однако станковая живопись для Пименова в этот период все же была на первом месте. Его интересовала картина и ее возможности. И в своих художественных поисках Юрий Пименов был не одинок; большое влияние на формирование его творческих воззрений оказали его друзья-единомышленники, учившиеся во Вхутемасе вместе с ним: Андрей Гончаров, Александр Дейнека, Пётр Вильямс, Сергей Лучишкин. «Первые годы Вхутемаса. Первая встреча на первом курсе с Андреем Гончаровым, с которым мы сразу поругались, а потом всю жизнь дружили, правда, всегда продолжая спорить. Саша Дейнека. Нас в ту пору связывала большая дружба, и ведь это было немудрено. Когда мы смотрим ранние, первые картины Дейнеки, молодость нашего государства и молодость нашего поколения стоят перед глазами» (Ю. Пименов). На Первой дискуссионной выставке объединений активного революционного искусства (1924) среди другой вхутемасовской молодежи даже была представлена «Группа трех» в составе Александра Дейнеки, Андрея Гончарова и Юрия Пименова: «Это действительно, очень однородная группа, о членах которой можно говорить сразу обо всех. Их картины полны движения, ни одна фигура не покоится, каждая форма показана в развертывании. Это очень характерная черта урбанизма. На всех на них очень ощутимо влияние В. А. Фаворского. И их мы назвали бы — экспрессионистический реализм» (А. Федоров-Давыдов, 1924).

Спустя некоторое время эта группа стала ядром, вокруг которого образовалось знаменитое общество художников-станковистов (ОСТ), создавшее целое отдельное направление в русском искусстве первой половины ХХ века. Известный художественный критик и искусствовед Яков Тугендхольд в своей статье «По выставкам» (1925) писал: «Еще не так давно наша левая молодежь, перегибая палку, совершенно бойкотировала живопись во имя производства утилитарных конструкций или в лучшем случае допускала чисто-отвлеченные живописные искания… молодежь, составляющая основу ОСТа, пришла к убеждению, что картина как таковая вовсе не изжила свой век, что именно она находит отклик в душе массового зрителя, столь широко посещающего музеи».

В период работы ОСТа Пименов захвачен в первую очередь спортивно-индустриальными мотивами. В своих работах он монументализирует в общем-то бытовые сцены, отсекает все лишнее и возводит изображенное на полотне в степень абсолюта, используя прием изобразительного монтажа. При таком взгляде на окружающее неизбежна некая схематичность (графичность), которая, однако, придает работам Пименова необходимую для правильного баланса восприятия чистоту и условность, уравновешивая таким образом иногда излишне реалистичное и осязаемое пименовское пространство. К слову, годы спустя самого художника в своих ранних работах не устраивало именно это несовершенство пластики, некоторая холодность, рациональность, а порою несколько схематическая заданность работ, присущая ОСТу.

В 1927 году Юрий Пименов получил премию жюри Выставки художественных произведений к десятилетнему юбилею Октября за картину «Даешь тяжелую индустрию!».

В январе 1931-го раскололся ОСТ; отделившаяся часть его образовала новую группу «Изобригада», в которую вошел и Пименов. Программа нового объединения декларировала: «Наша прежняя практика, протекавшая в условиях старого ОСТа, носила в себе элементы мелкобуржуазного и буржуазного влияния… Порвав с другой частью ОСТа, признав свои ошибки, перед нами стоит задача изжить недостатки… мы считаем, что основой объединения художников должна быть классовая направленность в их творчестве. Поэтому мы будем стремиться к укреплению пролетарского сектора в искусстве…»

Надо сказать, что на выставках ОСТа художественная критика уделяла творчеству Пименова довольно много внимания. Поначалу в основном хвалили, характеризуя его как «превосходного четкого графика» (Ф. Рогинская, 1926) и отмечая, что, например, «в таких вещах, как “Плакаты кино“ и “На взгляд Запада” Ю. Пименова… самый обыденный материал жизни дается в таком подчас неожиданном раскрытии, которое свидетельствует о весьма интенсивной переработке усвоенного материала в образы искусства» (ИХвойник, 1927). Однако к концу 1920-х отношение критики изменилось. В 1928 году И. Грабарь отмечает, что художник «как-то мало двигается вперед», а в 1931-м Г. Геронский в статье «Атака кистью» сетует, что «Ю. Пименов, пытаясь освободиться от формализма, не находит путей…», и советует ему решительнее рвать с формализмом.

1932–1933 годы — сложный период в жизни художника. Вышло известное «Постановление о перестройке литературно-художественных организаций» (1932), разом прекратившее деятельность всех объединений, в том числе и «Изобригады»; Пименова нещадно клевала критика, он тяжело заболел.

«. Это было мое трудное время.

У меня расползлись нервы, я совсем не мог работать. К тому же меня постигли и профессиональные беды: одну книжку, которую я иллюстрировал, за рисунки признали формалистической, и я оказался без денег и без работы, так как после этой книжки работы в журналах мне не давали, и мы существовали на те деньги, которые стенографией зарабатывала моя жена» (Ю. Пименов).

Все эти события заставили художника по-новому взглянуть на собственное творчество. Как прежде, вдохновение он искал в окружающем его шумном, быстро меняющемся, заново строящемся мире. Но теперь, в 1930-е годы, главной темой его творчества становится город — его стройки, улицы; люди — новые, молодые, жизнерадостные. Вспоминают, что Пименов часами гулял по Москве или мог уехать в один из подмосковных городков и изучать там местные улицы и пейзажи. «Я люблю эти новые кварталы, — рассказывал Пименов. — В их незаконченности, даже в их неполадках живет молодая душа новизны.

Новые города, районы и кварталы рождают свою особенную поэзию, особенный характер жизни. На новом месте начинают разворачивать землю, на строительных площадках появляется медленное и неуклонное движение огромных кранов.

Сколько потом разной жизни придет в эти дома».

В 1937 году Пименов создал одно из самых известных своих произведений — картину «Новая Москва», в которой в полной мере раскрылась обновленная, более светлая, свободная, с почти импрессионистским мазком и светом манера живописи художника.

В период Второй мировой войны Пименов, совместно с еще одним бывшим ОСТовцем, Владимиром Васильевым, работал над Окнами ТАСС, а также создал серии произведений на военную тематику. В 1943 году он был командирован на Северо-Западный фронт, в район Старой Руссы и в Ленинград; другой главной темой в творчестве Пименова в этот период стало изображение героев тыла.

С окончанием войны, в 1945 году Пименов начал преподавать на художественном факультете ВГИКа, а в 1950-м как художник работал на съемках одного из самых ярких по оформлению фильмов послевоенного советского кино — «Кубанские казаки». Работа для театра и кино вообще занимала не последнее место в его жизни. Уже в 1930-х он участвовал в создании около 10 постановок.

«Есть еще одна, очень важная тонкость в моих отношениях с театром… ведь именно театр давал мне много работы в ту, теперь уже давнюю пору, когда моя живопись “не шла”, когда меня прорабатывали за “импрессионистичность” и обвиняли в тысячах несуществующих формалистских грехов.

Тогда театр просто помогал мне жить» (Юрий Пименов).

В 1947 году Пименову была присуждена Государственная премия СССР за оформление спектакля по пьесе Б. А. Лавренёва «За тех, кто в море!» (1946, Малый театр, Москва) и в 1950-м — за оформление спектакля «Степь широкая» Н. Винникова (1949, Центральный театр Советской Армии).

В послевоенные годы в станковой живописи Пименова преобладали пейзажи, а также зарисовки московской жизни, где много внимания он уделял женским персонажам. Его излюбленным мотивом стала тема «женщина — цветы».

Начиная с середины 1950-х годов помимо того, что он преподавал во ВГИКе (до 1972) и работал для театра, Пименов много путешествовал и много писал под впечатлением от увиденных стран. Он всерьез увлекся литературной работой, опубликовал ряд очерков: «Заметки о работе художника» (1955), «Прекрасная простая жизнь» (1956), «В Подмосковье» (1956), «Рассказ о поездке в Лондон» (1962), «В древней и новой Индии» (1962), «Новые кварталы» (1966); написал книги: «Год путешествий» (1960), «Искусство жизни или “искусство ничего”» (1964), «Необыкновенность обыкновенного» (1964), «Цветы» (1970), «Таинственный мир зрелищ» (1974).

1960–70-е годы — время государственного признания. Пименов стал народным художником РСФСР (1962), действительным членом Академии художеств СССР (1962), кавалером ордена Трудового Красного Знамени (1963), лауреатом Ленинской премии (1967) за серию работ «Новые кварталы» (1963–1966), народным художником СССР (1970), кавалером ордена Ленина (1973).

6 сентября 1977 года Юрий Иванович Пименов скончался в Москве, он похоронен на Новодевичьем кладбище.

Сегодня светоносное творчество Юрия Пименова по-прежнему любимо. Его «Новая Москва» остается одной из самых репродуцируемых работ русских художников первой половины ХХ века; его картины находятся в постоянных экспозициях всех крупных музеев России. А в 2003 году Московский музей современного искусства совместно с Российской Академией художеств и при участии Государственной Третьяковской галереи и Государственного музея изобразительного искусства им. А. С. Пушкина организовали грандиозную ретроспективу, посвященную 100-летию со дня рождения художника.

Его работы ценят и на арт-рынке. Основное число продаж Пименова приходится на Москву, Лондон и Нью-Йорк. На сегодняшний день на открытые аукционные торги было выставлено более 100 его работ, 52 из них — живописные полотна, 47 — графика. Пика продаж (если ориентироваться по ценам) картины Пименова достигали в 2010–2011 годах. Рекордная цена за работу Пименова составляет на сегодняшний день 1 538 500 долларов — столько заплатили за крупноформатный (примерно 2,5 х 1 метр) холст 1950 года «Праздник Первомая» на нью-йоркских торгах Sotheby’s 4 ноября 2010 года. Следующий за ним результат гораздо скромнее — 433 250 фунтов (626 869 долларов) отдали за «Похищение Европы» на Sotheby’s(Лондон) 7 июня 2010 года. Лучший результат 2011 года — 602 500 долларов, которые были заплачены за графику «Пианист» (1926) в ходе торгов того же Sotheby’s в Нью-Йорке 12 апреля.

Неплохо идут дела на аукционных площадках и в текущем году: карандашный рисунок к одноименной картине «Обыкновенное утро» (1957) продан 4 апреля в рамках торгов аукционного дома «Совком» (Москва) за 6 500 000 рублей и занимает с этим результатом 5-е место в десятке лучших российских аукционных результатов в I полугодии 2013 года.

Источник

Творчество Юрия Пименова в 60 — 70х годах

Творчество Юрия Пименова в 60 - 70х годах

Семьдесят три года жизни, полжизни творчества, сотни написанных картин, десятки оформленных спектаклей, тридцать лет преподавательской деятельности. Художник, ставший точкой соприкосновения для формалистического и традиционного искусства, Пименов – великий мастер советского импрессионизма, как он себя считал «реалистический импрессионист». Умение показать обычные вещи с необычной точки зрения выделяет Пименова среди других художников его времени. Для него важно было передать ценность самой жизни, её красоту и поэзию. «Мир полон поэзии и красоты, которую мы часто не замечаем. Показать красоту ежедневности, прелесть простых вещей, обаятельность человека в труде и в быту — моя задача художника», — так определяет Пименов свою цель.

Учитывая невероятную плодотворность мастера, его творчество принято делить на циклы: 1920-е годы и период ОСТа (Общества станковистов), далее – время театральных работ и образов «Новой Москвы», 1940-е – как и у всех, обращение к теме войны, в 1950-е его увлекли натюрморты («Вещи каждого дня»). В данной статье речь пойдет о последних двух десятилетиях, когда художественный язык мастера уже сформировался, за спиной было множество проектов и настало время писать картины «в свое удовольствие».

Время 1960-х годов было для Юрия Ивановича периодом государственного признания. В 1962 году он стал народным художником РСФСР, действительным членом Академии художеств СССР. В 1963-м был признан кавалером ордена Трудового Красного Знамени.

Начиная с середины 1950-х годов помимо того, что он преподавал во ВГИКе (до 1972), он так же работал для театра. Работа для театра и кино вообще занимала не последнее место в его жизни.

Натюрморт «Ожидание» (1959) — один из самых удивительных и неожиданных для Пименова, увлекающегося в натюрмортах цветистой красочностью палитры. Художник в этой работе отходит от часто используемого приема контраста современности и старины. Колорит «Ожидания» почти монохромен, он построен на скупом использовании черного, серого и голубого цветов. Контраст темного со светлым, тяжелого, мрачного с хрупко-прозрачным несут определенную психологическую нагрузку, рождают настороженность.
Художник любит давать сочетание вещей старинных и современных, что вносит особый колорит в изображаемое. Становится заметной их непохожесть, стилевая несовместимость, а приём контрастов всегда был близок Пименову. Кроме того, жизнь старинных предметов в нашем быту — это правда жизни.

«Ожидание». Из серии «Вещи людей». Государственная Третьяковская галерея.
1959

В натюрморте «Старые и новые вещи» (1967) художника увлекает именно такой контраст. Мы ощущаем разный ритм жизни двух поколений, разность нравов, бег быстротекущего времени. Богатый, насыщенный колорит картины построен на сочетании тяжелых густо-вишневых, золотистых тонов, а рядом даны синие, желтые. Есть в этом натюрморте добротность и основательность, любование фактурой предметов, их различием: дерево, пластмасса, металл, фарфор, бумага, ткань. Для Юрия Ивановича не стоит задача показать фактурность окружающих человека предметов, но в этой работе она кажется уместной.

Натюрморт «Завтрак» (1970) — это завтрак современного советского человека, свидетельствующий о характере жизни с ее поспешностью, диктуемой современным темпом жизни, отсутствием чопорного этикета в расстановке предметов и в сервировке. Железные банки с иностранными этикетками соседствуют с картонными коробками, посуда от разных сервизов поставлена, на первый взгляд, без всякой системы. Натюрморт современен не только по набору предметов, но и по настроению в нем есть ощущение свежего раннего утра с его легкостью и бодростью. Натюрморт построен на звонкой перекличке нежных цветов: голубого, желтого, розового. Благодаря светлой, пустой стене чувствуется обилие воздуха в работе. Нежные, светлые тона оставляют впечатление тонкого вкуса. Голубые колокольчики в вазе, белая скатерть с россыпью узора из голубых цветочков дополняют впечатление тонкой изысканности и нарядности.

«Завтрак». Частная коллекция. 1970

После поездки Пименова в Англию в 1961 году, куда художник был приглашен английской балетной труппой «Фестиваль-балет» для постановки балета Чайковского «Снегурочка», у него сохранился набросок — портнихи шьют балетные пачки. А несколько лет спустя, увидев однажды, уже будучи дома, комнату, заваленную тканями, и увлеченно шьющих женщин, он, пользуясь рисунком и осевшими в памяти впечатлениями, создает произведение «Лондонские балетные портнихи» (1970). От сопоставления двух увиденных сцен родилась новая.

Несмотря на то, что художник восхищается трудом девушек, в работе присутствует мрачность и недостает позитивных эмоций. Художник понимает какой ценой и каким рудом рождается это эфемерное чудо — радость для одних и тяжелый труд для других. Художник уловил здесь контраст прозы и поэзии, будней и праздника. В основе этого произведения лежали реальные впечатления, но выполнено оно не с натуры.
С натуры Пименов пишет редко. Произведения обычно рождаются из множества впечатлений.
Работы Пименова, созданные в результате поездок за границу, объединены в серию под названием «Рассказы о простой Европе». И везде в центре внимания художника — простые труженики.

«Лондонские балетные портнихи». Из серии «Таинственный мир зрелищ». Государственный Русский музей. 1970

Главной темой в творчестве Пименова всегда остаются Москва и москвичи. Москва строящаяся, деловая, с быстро растущими корпусами новых домов, с дорогами, бегущими машинами, киосками, магазинами и афишами, с сутолокой улиц, заполненных вечно спешащими куда-то москвичами.

В 60-е годы родилась целая серия картин под названием «Новые кварталы».

Картина «Дороги» (1969) — о новой строящейся Москве. Мотив дороги — один из излюбленных у Пименова. Момент перехода от старого к новому всегда радует и увлекает Пименова, как радует новая жизнь, приходящая на смену старой. Через емкую деталь он умеет передать ощущение времени. И вновь в буднях, через простой мотив, художник стремится передать теплоту жизни, дыхание, наполненное лиризмом. «Я больше всего люблю обыкновенную жизнь. Она для меня — самая интересная тема в искусстве», -говорил художник. Он все чаще обращался к мотивам и явлениям самым обыкновенным, вошедшим в нашу жизнь исстари, овеянных для него особой поэзией и по-иному воспринимающимся в новых условиях, в новое время.

«Дороги». Собственность семьи художника. 1969

«Свадьба на завтрашней улице» (1962) — так художник назвал свою картину о дороге и о молодежи. Эта дорога мыслится автором в прямом смысле и переносном. Композицию картины художник строит кинематографически — отыскивает сюжетно острый кадр, акцентированно, крупным планом изображает молодую пару, за которой разворачивается панорама пейзажа. Используя перспективу, Пименов заостряет наше внимание одновременно на молодых (на первом плане художник изобразил доски, по которым шагают молодожены), и на строящихся зданиях (при помощи перспективного сужения откосов котлована, по дну которого идет процессия).

Два ярких пятна доминируют в общем приглушенном колорите — белоснежное платье невесты и находящееся слева белое пятиэтажное здание. И то и другое можно воспринять как символ: девушка в белом — начало новой семьи, дом — начало жизни нового квартала, а может быть, даже целого города. Собственно, и сам сюжет — это метафора начала новой жизни.

В картине нет конкретной привязки к месту действия. Художник пишет абстрактную свадьбу в абстрактном пространстве стройки. Именно поэтому детали не прописаны, а лишь намечены краской. Лица молодоженов чуть больше прорисованы, а лица участников процессии — слегка намечены легкими мазками.
«Наше поколение, — говорит художник, — очень остро чувствует колебания внешности и души, оно прожило сложную интересную и трудную жизнь, так сказать, между обручальными кольцами наших родителей и обручальными кольцами наших детей». И вот эти приметы жизни остро чувствует художник: ее ростки, ее цветение всегда дороги Пименову. Он никогда не устает о них говорить.

«Свадьба на завтрашней улице» из серии «Новые кварталы»
Государственная Третьяковская галерея
1962

Особенно в эти годы Пименов любит писать о молодежи. С нотками восхищения, лирической мягкостью и добротой, легким юмором смотрит художник на новое поколение. «Первые модницы нового квартала» (1961) — пестрые, нарядные, легкие, как бабочка, бегут девушки, не разбирая дороги, ловко балансируя на круглых трубах. Они боятся опоздать к началу сеанса в кино. Самый несложный мотив художник сделал достойным для создания произведения искусства.

«Первые модницы нового квартала». Из серии «Новые кварталы»
Государственный Русский музей
1961

Пименов может просто рассказать о девушке, несущей стекло («Кусок стекла»). Два года он вынашивал совсем несложный мотив, да к тому же увиденный воочию, не сочиненный. Свет так коснулся рыжих волос девушки, что они вдруг засияли чистым золотом, лицо сквозь стекло приобрело матовую белизну и стало нежно и задумчиво. Самую обычную девушку художник показал прекрасной.

«Кусок стекла». Из серии «Новые кварталы». Государственная Третьяковская галерея. 1966

В дожде Пименов может разглядеть красоту: в лирическую повесть превращаются спешащие домой горожане; зеркальная вода на асфальте; задумавшаяся девушка, стоящая посреди улицы и не обращающая своего внимания на дождь. У художника отлично получается убедить нас в том, что ничего на свете нет красивее льющегося дождя. На картине все предстает преображенным: пелена дождя сближает цвета, гамма красок строится на переливах нежных приглушенных тонов. Масляные краски делаются похожими на акварельные, мазок становится текучим, динамичным («Дождь», «Ливень», «Проливной дождь», «Задумавшаяся девушка» и другие).

В 60-е годы художника все чаще привлекает решение задач, связанных с передачей красоты человеческого лица, пластики фигуры, а также с красотой формы, цвета, мазка, рисунка. Несмотря на то, что схожие работы уже встречались у Юрия Ивановича, в 1960-х годах их число начинает расти.
Изобразительное искусство ищет свои формы выражения идей добра. Внутренняя красота людей, богатство их духовной жизни в творчестве художника находят глубокое образное выражение.

К теме «Встречи и разговоры» (серия картин «Свидания») художник пришел не сразу. По его признанию, к ней его привел интерес к взаимоотношениям людей, к их духовной жизни. Он начал наблюдать за людьми на улице, в троллейбусе, кафе и подмечать детали. «Спор» (1968) — одна из лучших картин этой серии.
К этой же серии «Свидания» относится картина «Калининград. Дождь» (1968). Она того же формата и задумана как парная к «Спору».

«Калининград. Дождь». Из серии «Свидания»
Сумской художественный музей им. Никанора Онацкого, Украина. 1868

«Спор». Из серии «Свидания» Государственный Русский музей. 1968

Расстояние между фигурами воспринимается как пауза. Для художника это понятно без слов, он чувствует, что пропасть между ними уже давно. Логичным кажется то, что художник разместил развалины старой крепости на заднем фоне, где-то далеко за окном. Происходит перекличка двух планов и зрителю все сразу становится ясно. Сложность ситуации между этими двумя людьми передана художником усложненностью обстановки и богатством живописных средств. «Калининград» — одна из лучших картин последних лет его творчества. Таких картин-размышлений, как «Калининград», связанных с проблемами нравственными, социальными, политическими, появляется все больше в 70-е годы. Картина Пименова «Токийское окно» (1975) — того же плана.

«Токийское окно»
Пермская государственная художественная галерея, Пермь
1975

Тот глубокий подтекст, те приемы иносказания, которые присутствуют в картинах Пименова, придают его произведениям глубокое содержание. В них нет развернутого активного действия. Для большинства последних произведений Юрия Ивановича характерна передача состояния самоанализа. Эмоциональный настрой произведений Пименова таков, что зритель даже чувствует, о чем молчат и думают герои. Художник умеет соединить в одном произведении теплоту жизненного, камерного момента с широтой мыслей и чувства, этюдность с картинностью. Подобные задачи всегда увлекали Пименова.

В 1974 году, за три года до смерти, Пименов ответил одному из своих зрителей на выставке — а что он пишет для себя, если постоянно изображает девчонок в замазанных комбинезонах, дороги в колеях и какие-то вещи? «И этот зритель, вероятно, не поверил мне и был очень удивлен, когда я ему ответил, что, в общем-то, мне иногда и приходилось по заказу, скажем, для театра делать эскизы декораций красивых парков, рисовать какие-то озера, красивые такие вещи… А вот этих вот замазанных девочек, эти вот изъезженные дороги — вот это я делал для себя. Мне они казались настоящей поэзией времени»

Пименов стоял у истоков формирования советского бытового жанра. Всем своим творчеством он стремился не только расширить, обновить тематику произведений, но и проникнуть в самую суть изображаемых явлений. В творчестве Пименова отразились эстетические и нравственные вопросы времени.

Искусствовед Манеева Анна

импрессионизм, музей, Москва, творчество, Манеева, третьяковская галерея, натюрморт, соцреализм, юрий пименов, пименов, советский импрессионизм, россия, городская жизнь, союз художников, Анна Манеева.

Источник

Пименов утро нового дня
Adblock
detector
Яндекс.Метрика