Осенний день. Сокольники
Признание 19-летнего Исаака Левитана как художника началось с картины «Осенний день. Сокольники» . Сразу же после ученической выставки 1880 года её приобрёл для своей галереи Павел Третьяков, но сам юный Левитан долго не мог поверить в свой успех: слишком много к тому моменту ему – еврею, сироте, почти нищему – пришлось пережить. Печалью и одиночеством проникнут и его осенний пейзаж.
В тот 1879-й год, когда написан «Осенний день. Сокольники», в Москве запретили жить евреям. Гонения связывали с покушением народовольца Соловьёва на Александра II, и царская администрация особо усердствовала с выселением «неблагонадёжных». Студент Московского училища живописи, ваяния и зодчества Исаак Левитан вместе с братом Авелем и сестрой Терезой был вынужден покинуть Москву и поселиться в подмосковной дачной местности Салтыковка, а позже перебраться в находящееся за чертой города Останкино.
С утра неприкаянный Левитан уходил бродить в Сокольнический парк. Прислушивался к шуму ветра, гнущему деревья на одну сторону, всматривался, стараясь уловить, как с похолоданием меняются краски. Еще 300-400 лет назад на месте парка был густой и дремучий лес, тянувшийся далеко на север. В шестнадцатом веке тут любил охотиться Иван Грозный, в семнадцатом – фанатичный любитель псовой и соколиной (отсюда – название Сокольники) охоты Алексей Михайлович, родитель Петра I. Левитан и сам был страстным охотником, мог пропадать в лесах по нескольку дней, питаясь одними ягодами. Однажды друзья даже обращались в полицию: Левитан исчез! А он явился спустя три с половиной дня – еще более исхудавший, с ввалившимися щеками и единственной застреленной уткой. Наедине с природой Левитан, мучительно ранимый, нежный и нервный, с трудом, но всё-таки находил душевное равновесие. Но в те осенние дни 1879 года он брал с собой не ружьё, а этюдник: близилась отчётная ученическая выставка, а Левитану всё еще нечего было показать.
Высокое небо с обрывками туч в Сокольниках не грозило ненастьем, но и не обещало солнца. Порывы ветра старались проредить жёлтые листья на клёнах вдоль аллеи. А позади них, тёмно-изумрудные и несравненно более высокие, тянулись к небу старые сосны. Они как будто внушали мелким деревцам: вы, посаженные весной человеческими руками, тут – лишь временные гости, но мы-то – древние, вечные. Еще зелёневшая трава вперемешку с пожухлой листвой производила странное впечатление, как сосуществование рядом жизни со смертью. Левитан выполнял этюды, писал уходящую вдаль охристую дорожку парка, сместив перспективную точку схода влево, и испытывал радость: похоже, к выставке у него будет картина – лирический пейзаж, вся ценность которого не в фотографической «похожести», а в силе переданных эмоций, как и учил его любимый наставник Алексей Саврасов.
Откуда в пейзаже женщина?
После десятка дней, целиком отданных захватившему его пейзажу, Левитан, как всегда, с утра пришёл в Сокольники и не узнал их: за ночь от заморозков облетели все листья, а ветки и хвойные иглы покрывал иней. Воздух и само соотношение красок совершенно переменились. Левитан испытал облегчение: хорошо, что он успел закончить свой пейзаж, последние доработки можно будет внести и в помещении, по памяти. А вечером к нему на огонёк заглянул товарищ по Училищу Николай Чехов, старший брат будущего писателя. «Мне кажется, по аллее не мешало бы пустить красивую одинокую женщину в чёрном платье!» — не удержался от совета не очень вникавщий во все эти пейзажные лирические «антимонии» Николай.
Пожалуй, мы можем даже предположить, что именно сподвигло Николая Чехова на это вмешательство. На Передвижной выставке 1879 года немалым успехом пользовались «Бабушкин сад» и «Заросший пруд» еще одного любимого учителя Левитана, Василия Поленова. И в той, и в другой работах пейзаж оживляли небольшие женские фигурки. А, может быть, вовсю подрабатывающий журнальными карикатурами, неизбежно огрубляющими вкус, Николай совсем разучился воспринимать всё, что лишено человеческого присутствия. В конце концов, романтическая «женщина в чёрном» могла быть предметом его личных лирических грёз: подобную как раз можно увидеть на одной из немногих картин самого Николая Чехова «Молодая вдова на могиле мужа».
Но, как бы то ни было, а в тот момент не до конца уверенный в собственных силах Левитан уступил. Женскую фигурку на его законченной картине дописал Николай Чехов. Он был доволен собой и уверял, что только благодаря женщине и можно понять, что тема пейзажа – неприкаянность и одиночество.
«Осенний день. Сокольники» на судьбоносной выставке
В Училище «Осенний день» понравился. Его живописная поверхность, испещрённая дробными разноразмерными мазками, сама по себе, и без женской фигурки, вызывала эмоции, будила тревогу. Под выставку, на которую ждали «всю Москву», картине выделили в старом здании на Мясницкой отдельную стену. И свет, что немаловажно, тоже оказался выгодным для пейзажа. У Левитана от волнения совсем расходились нервы и дрожали руки. К тому же ему, несколько лет проходившему в единственном клетчатом пиджаке и коротких брюках, не в чем было идти на встречу с потенциальными заказчиками. Тогда он придумал взять сюртук напрокат в маскарадной лавке цирюльника Мокея Петухова, и долго рылся среди боярских кафтанов и камзолов опереточных вельмож, силясь найти хоть что-то отдалённо подходящее. И это тоже в горячечной от волнения голове Левитана добавляло ирреальности происходящему.
На выставку явились оба Чеховых: Николай – разделить возможный успех, а Антон, начавший учиться в Москве медицине, – поддержать вконец расклеившегося Левитана. Третьяков потребовал от автора назначить за его картину цену и «не дорожиться». Левитан, совершенно не представлявший тогда расценок на художественном рынке и не очень-то верящий, что на его картину нашёлся покупатель – и какой! – наотрез отказался. И чуть не удрал с выставки, не в силах справиться с эмоциями. Третьяков настаивал: он, дескать, никогда не назначает цену за картины сам, да и Левитану пора бы учиться себя продавать. В хорошем, коммерческом, смысле. Но, видя растерянность художника, смягчился: ладно-де, попросим назначить цену ваших профессоров, они-то цены на картины выставлять умеют (в итоге картина была куплена за 100 рублей).
Едва не последним, сильно опоздав, на выставку явился Алексей Кондратьевич Саврасов. Любимый учитель Левитана, тончайший пейзажист и уже тогда безнадёжно пьющий человек, он был, как обычно, прямолинеен и полупьян. Раздав развешенным по стенам пейзажам определения вроде «Дрянь!» и «Этой мазнёй только кадушку с огурцами накрывать», Саврасов добрался до картины «Осенний день. Сокольники». «Где Исаак? – зычно взревел Саврасов. – На кой черт ненужную женщину влепил в пейзаж?!» Чутью и вкусу Саврасова Левитан доверял безоговорочно. Больше чем себе – да ведь и сам он не собирался включать фигуру в пейзаж, в своём видении пейзажа учитель и ученик совпадали. В дальнейшем, за редчайшими исключениями, людей на пейзажах Левитана не будет. А картина «Осенний день. Сокольники» позволит начинающему художнику поверить в себя и (хоть и на короткое время) поправит его плачевное материальное положение.
Источник
Осенний день. Сокольники картина Левитана
Описание картины русского художника Исаака Левитана «Осенний день. Сокольники». В конце статьи план сочинения и сочинение по картине.
Осенний пейзаж написал великий русский художник Исаак Ильич Левитан (1860-1900). Левитан является признанным мастером пейзажа настроения, и данная работа является одной из знаковых в его творчестве.
Картина была написана в 1879 году. Холст, масло. Размеры: 63,5 × 50 см. Находится в Государственной Третьяковской галерее, Москва.
Осенний день. Сокольники описание картины
Интересно, что на данной картине, в отличие от многих других пейзажей автора, присутствует фигура человека. Женская фигура была написана не самим Левитаном, а его другом художником, с которым они вместе обучались в Училище живописи.
На картине мы можем увидеть пасмурный день в парке. Стоит ранняя осень. Некоторые деревья уже пожелтели. Тропинка усеяна опавшей листвой. Высокий сосновый лес, словно неприступные стены, окружает тропинку, по которой идёт одинокая женщина. Небо серое, хмурое, стоит ветреная погода, вот-вот закапает дождь.
Характер картины грустный, меланхоличный. Хмурая погода, давящие высокие стены леса, несущиеся по небу серые облака, окончательно ушедшее лето, одиночество женщины — всё это вызывает ностальгию, печаль по ушедшим временам, грусть от времён наступивших.
Эксперты живописи считают, что картина оказалась такой грустной не просто так. Написана картина была в 1879 году, который оказался для Левитана достаточно непростым. Тогда евреям запретили находиться в Москве, после чего художник был сослан в Салтыковку. Тогда характер работ художника стал достаточно печальным, меланхоличным, что отразилось и в этой работе. Внутреннее состояние осенней безысходности отразилось в пейзаже.
Впоследствии данную картину приобрёл для своей коллекции меценат Павел Третьяков. В Третьяковской галерее пейзаж находится и по сей день.
Осенний день. Сокольники план сочинения
- Автор картины
- Сюжет картины, время года
- Передний план
- Задний план
- Мои впечатления
Сочинение по картине Левитана Осенний день. Сокольники
Автором картины «Осенний день. Сокольники» стал великий русский художник Исаак Ильич Левитан. С этой картины началось его признание, как профессионального и талантливого художника.
Картина была написана в 1879 году. Вскоре после написания была куплена Павлом Михайловичем Третьяковым. Сегодня картину можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее, Москва.
На картине изображён осенний пейзаж. Левитан был художником пейзажей настроения. Его картины — это не только красивый вид, но также настроение и характер природы, состояние души. В центре сюжета достаточно широкая дорожка через парк, который уже тронула своей желтизной осень. По дороге идёт одинокая женщина, одетая во всё чёрное.
На переднем плане мы можем увидеть утоптанную дорожку, которая уже покрыта опавшей листвой. Вдоль дорожки стоят низкие деревца, которые стали ярко-жёлтыми. Справа мы можем увидеть простую лавочку. Это говорит о том, что перед нами не просто лес, а парк, где в свободное время гуляют отдыхающие люди.
По дороге идёт женщина. Своим одиночеством и тёмным одеянием она сочетается с тоскливой погодой. Всё в этой картине безрадостное, меланхоличное, навевающее грустные мысли, ностальгию по ушедшему лету.
Погода стоит тоскливая. Высокие сосны, которые стоят вдоль дороги, словно тёмный неприступный забор. По небу несутся хмурые облака, вот-вот пойдёт холодный осенний дождь.
Дорожка убегает в самую даль, и вдалеке скрывается за стеной леса. Такой приём часто использовали художники, которые тропинками, речками делали картину более объёмной, заставляли зрителя проследовать вдоль этой направляющей по всей картине.
Картина получилась хоть и по-осеннему меланхоличная, но всё же очень глубокая, полная чувств и эмоций. С одной стороны, это очень грустно. С другой стороны, невероятно красиво. Сочетанием ярких и тусклых красок художник передал обычный осенний день. Это работа настоящего мастера своего дела, который умел передать на картине не просто красоту природы, но также мысли и эмоции.
Источник
Описание картины Исаака Левитана «Осенний день. Сокольники»
В картине «Сокольники» несомненно чувствуется кисть Исаака Левитана. Небо, какое мог писать только он, отличается особой глубиной, влажный воздух ощущается всем телом, кажется, стол с неба упадут первые тяжелые капли дождя. Огромные исполинские сосны, стеной стоящие по обе стороны аллеи, кажутся стражами, охраняющими лесной покой. Стоящие за соснами, молодые клёны сбрасывают свою листву — она светлыми пятнами украшает парковую дорожку. Сама аллея ведёт далеко-далеко вдаль — почти в небо. Опавшая листва выделяет её светлой полосой среди зелёной, ещё не засохшей травы, на которой тоже выделяются светлые пятна опавшей листвы.
Эта проникновенная работа стала свидетельством усвоения Левитаном поэтических традиций и достижений русского и европейского пейзажа и своеобразия его лирического дара. При том, что сходные изображения усыпанной осенними листьями аллеи встречаются в творчестве Федора Васильева, Алексея Саврасова и Павла Брюллова, а «оживление» паркового пейзажа одинокой женской фигурой у Левитана, видимо, было связано и с впечатлениями от демонстрировавшихся на передвижной выставке 1879 года картин Поленова «Бабушкин сад» и «Заросший пруд», работа отличается органичностью. В ней чисто и совершенно звучат уже специфически левитановские интонации и достигнута, пожалуй, небывалая для отечественной живописи мера единства этюдной непосредственности и «картинной» поэтической содержательности пейзажа.
Широта души художника чувствуется в каждом мазке. Чётко обозначены художником стволы, листва, кроны деревьев. В то же время воздушность пейзажа, сырость осени передаётся через немного размытые краски. Все полотно буквально пропитано одиночеством, печалью и какой-то особой русской тоской.
На картине Левитана «Сокольники» есть один нехарактерный для художника штрих — это фигура женщины, идущей навстречу зрителю. Фигура эта была дописана другим художником — Николаем Чеховым, братом известного писателя. Видимо, безошибочно угадав настроение своего товарища, он решил усилить впечатление от картины, включив в него одинокий тёмный человеческий образ.
Сохранился и совсем маленький, но драгоценный по живописи этюд к этой картине — «Осенние листья». Со сосредоточенностью благоговейного священнодействия, нежными и тихими касаниями кисти переданы в нем красота опавших листьев, переливы их золотистых, опаловых, почти лиловых и лимонно-желтых красок. Картина «Осенний день. Сокольники» замечена зрителями и получила, пожалуй, высшую из возможных в то время оценку — была приобретена Павлом Третьяковым, чутким любителем пейзажной живописи, выше всего ставившим в ней не «красоты», но душу, единство поэзии и правды. Эта картина стала первой, купленной Третьяковым для своей легендарной коллекции, с этой картины и началась Третьяковская галерея.
Источник
Картина «Осенний день. Сокольники», Левитан — описание
Картину «Осенний день. Сокольники» можно назвать одной из самых главных произведений в жизни Исаака Левитана, ведь именно с неё берёт начало известность живописца.
А началось всё с того, как Алексей Саврасов переманил свой в натурный класс юного художника Исаака от Василия Перова. Под руководством Саврасова произошло полное перевоплощение Левитана. Сложная нищенская жизнь начинающего живописца не превратилась в обличительные сюжеты, а наоборот, перевоплотила Исаака Ильича в тонкого лирика, чувствующего и созерцательного. Именно этого от него требовал Саврасов: «…пишите, изучайте, но главное – чувствуйте!» И молодой Исаак изучал…и чувствовал, разумеется.
Уже в 1879 году появляется замечательная картина, посвящённая парку Сокольники в один из хмурых осенних дней. На девятнадцатилетнего студента Московского училища живописи, ваяния и зодчества сразу же обратила внимания публика, и главное, Павел Третьяков. Острый глаз этого выдающегося русского мецената не пропускал ни одного значимого произведения, особенно, когда в нём читалась не только техника, но и поэзия цвета, сюжет, правдивость, душа, наконец. «Осенний день. Сокольники» отвечал всем этим параметрам, поэтому неудивительно, что он купил работу прямо с ученической выставки, чем сразу привлёк пристальное внимание общества к её автору.
Что же мы видим на картине? Пустынная аллея парка, усыпана жёлтыми опавшими листьями. Трава ещё зелёная, но цвет этот не такой яркий как летом, а наоборот, по-осеннему пожухлый. Вдоль дороги растут молодые деревья. Их совсем недавно посадили, оттого они такие тонкие, с редкой осыпающейся листвой, а кое-где оная и вовсе отсутствует. Как контраст этой молодой поросли края картины «обступили» старые деревья парка. Высокие, могучие, тёмно-зелёные и чуть мрачноватые. И над всем этим поэтическим пейзажем плывут облака, серые и хмурые, создавая ощущение сырого пасмурного дня.
Центральным элементом картины является героиня, но её присутствие «не ворует» у природы главную роль. Скорее, она выступает своеобразным камертоном настроения, создаваемого этим парком и осенним днём. Как Шишкин не имел никакого отношения к медведям со своей самой знаменитой работы, так и Левитан не автор этой примечательной, одинокой фигуры. Девушку в тёмном платье, идущую прямо с полотна навстречу к зрителю, написал Николай Чехов, русский художник и родной брат знаменитого писателя Антона Павловича.
Общее настроение полотна грустно-настальгическое, и этому есть своё объяснение. Именно в этот период Левитан подвергся первому выселению из Москвы, согласно указу, запрещающему проживание евреев в городе. Живя в Салтыковке, Левитан вспоминал любимые пейзажи, любовно перенося их на холст.
Близкое рассмотрение картины обнажает широкую манеру письма – размашистым мазком написана и дорога, и кроны. Однако сделав пару шагов от рамы, все эти широкие движения кисти сливаются в переливающуюся гладь, а размытость палитры добавляет воздушности пейзажу.
Ещё одно удивительное свойство полотна – звукоизобразительность. Кажется, можно вполне чётко расслышать порывистые, но короткие движения осеннего ветра, скрип высоких сосен, одинокие шуршащие шаги по дорожке, шорох листьев.
В этой картине всё удивительно и атмосферно. Взгляд упрямо цепляется за отдельные элементы, которые выстраиваются в цельный, лаконичный, но эмоциональный образ. И последняя деталь – быстрый взгляд на название, броское и ёмкое. Словно блоковское сакраментальное «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека», у Левитана не менее исчерпывающее – «Осенний день. Сокольники».
Источник