Что такое орфограмма и как её обозначить?!
На сегодняшний день в великом и могучем русском языке немало различных правил. Некоторая часть из них может показаться непонятными и даже неправильными. Но все они обязательно подчиняются орфограммам. Что это такое — орфограмма? Само слово произошло от двух греческих:
Литературный же перевод будет выглядеть так — «правильно пишу» .
Отсюда пошла целая наука — орфография, которая изучает все орфограммы и содержит весь свод правил русского языка.
На чём основывается выбор орфограммы?
На особых принципах. Вот они:
— Фонетический.
Главным требованием здесь является написание в соответствии с произношением. Например, бесхозный, сызнова, сразу.
— Морфологический.
Согласно ему все морфемы в слове пишутся одинаково. Пример, гора – горный, вода — водный.
— Традиционный.
Если же написание определить трудно и нельзя объяснить его современными правилами, то в таких словах используются старые правила, то есть они пишутся по традиции. Например — Мираж, Каблук, Собака.
— Дифференцирующий.
Не стоит снимать со счетов и тот факт, что в русском языке есть очень много слов, заимствованных из других языков мира. В то же время в языке уже было слово с таким же написанием и произношением. И вот тут как раз работает дифференцирующий принцип. Например, компания — кампания, бал-балл.
Как выделить и обозначить орфограмму?!
Орфограмма может располагаться в разных частях слова: приставке, корне, суффиксе, окончании.
Чтобы выделить орфограмму найденную в слове — просто обозначьте ту часть слова, в которой орфограмма находится. Рядом так же графически поясните написание.
Для пример рассмотрим орфограмму «Чередующиеся безударные гласные в корне слова» на слове «Приложение». Орфограмма в данном случае — это написание буквы «О» в корне — «лож». Обозначать её будем так — выделяем корень, одной чертой подчеркнём букву О, а двумя — букву Ж. В данном случае написание этой чередующейся безударной гласной полностью зависит от последующей согласной.
Второй пример — слово «распарился». Здесь нас интересует написание приставки. Чтобы обозначить орфограмму в слове надо подчеркнуть букву С и последующую согласную букву П. В данном случае написание зависит от того, звонкий или глухой согласный расположен после приставки. Подчеркнём одной чертой букву «С», а двумя — букву «П».
В одном слове могут быть сразу несколько орфограмм. Если Вы будете правильно их обозначать, то будете и грамотно писать слова.
Источник
Ночь как подчеркнуть орфограмму
Как обозначить орфограммы
Часто в школе учитель просит обозначить орфограммы в словах. Но что такое орфограмма и как ее найти? Кроме того, как ее выделить? Познакомьтесь со следующими рекомендациями, они вам помогут. Статьи по теме:
- Как обозначить орфограммы
Вопрос «как внести изменения в коллективный договор» — 2 ответа Инструкция
1 Орфограмма — это определенное написание слова, основанное на правилах русского языка. Проще говоря, если вы сомневаетесь, как написать слово, а это происходит, если буква или сочетание букв находятся в слабой позиции, то вы имеете дело с орфограммой.
Например, написание, основанное на различении глухих и звонких парных согласных в корне или в конце слова. Для того чтобы правильно написать это слово, нужно изменить форму или подобрать однокоренное слово, чтобы буква оказалась в сильной позиции.
Например, в слове «дуб» вы выделяете корень слова (в данном случае это будет все слово) и видите, что буква Б находится в слабой позиции, так как слышится парный ей согласный П.
Следовательно, это написание необходимо проверять, то есть эта буква является орфограммой. Вам нужно подчеркнуть букву Б, выделить корень в слове. Так вы выделите орфограмму. Она называется «Написание глухих согласных в корне слова».
2 Измените форму слова и подберите однокоренное.
Дуб — Дубы
Вы видите, что теперь после буквы Б стоит гласный согласный, и она находится в сильной позиции. Написание соответствует произношению. В слове дубы орфограммы нет.
3 Орфограммы могут находиться в разных частях слова: приставке, корне, суффиксе, окончании. Если вы увидели орфограмму, и вам нужно ее выделить, обозначьте часть слова, в которой она находится, а также графически поясните написание.
Например, если вы имеете дело с орфограммой «Чередующиеся безударные гласные в корне слова», то вы должны выделить корень, подчеркнуть гласную в корне (это и есть орфограмма).
Так, в слове «расположился» в корне «лож» орфограммой является написание буквы О. Выделите корень, подчеркните букву О одной чертой, а также букву Ж двумя, так как написание этой чередующейся безударной гласной зависит от последующего согласного.
4 В слове «расположился» орфограммой является также написание приставки. Выделите ее, подчеркните букву С и последующий согласный П, так как написание зависит от того, звонкий или глухой согласный находится после приставки. Букву С подчеркните одной чертой, а П — двумя чертами.
5 В этом же слове следует отметить орфограмму в приставке «по». Выделите приставку и подчеркните букву О.
Таким образом, вы видите, что в слове расположился необходимо выделять сразу несколько орфограмм.
Не ленитесь обозначать орфограммы, так как это поможет вам писать грамотно слова. Видео по теме
Источник
Что такое орфограмма простыми словами и как правильно объяснять орфограммы, чтобы никогда не ходить к репетиторам
Я никогда не ходил к репетиторам по русскому, и вам не советую. Научитесь правильно работать с орфограммами – легко выучите язык сами.
Орфограмма – это буква, правописание которой надо проверить.
Объяснить орфограмму – значит ответить на три вопроса: «Что?», «Где?», «Почему?». Например: «в…да» – (что?) буква «о», (где?) в корне слова «вод», (почему?) проверочное слово «вОды».
Само слово происходит из греческого: «орфос» значит «правильно», а «грамма» – буква. Короче, правильная буква.
Содержание
Виды орфограмм
В справочниках по русскому орфограммы классифицируются по той части слова (морфеме), в которой они находятся. Поэтому есть орфограммы:
- В корнях.
- В приставках и после них.
- В суффиксах.
- В окончаниях.
Еще для удобства орфограммы делятся на группы по части речи, к которой относится слово. По этому признаку выделяются орфограммы:
- В существительных.
- В прилагательных.
- В числительных.
- В наречиях.
- В местоимениях.
- В глаголах, причастиях и деепричастиях.
- В служебных частях речи: предлогах, союзах, частицах.
- В словах, которые не входят в систему частей речи русского языка: междометиях и звукоподражаниях.
Бывают и отдельные категории, типа «Орфограммы в именах собственных» – когда имя собственное пишется с большой буквы.
Как проверять орфограмму – два способа
Проверять надо по правилу или словарю. Например, «пол…жить» – в корне «лож» пишется буква «о», потому что после корня нет суффикса «а». Это правило правописания корней лож-лаг с чередующимися гласными.
Если правила нет – надо смотреть в словарь. Например: «с…бака» – в корне «собак» пишется «о», потому что так указано в орфографическом словаре.
Как обозначать орфограмму при проверке
Букву, которую вы проверяете, надо подчеркнуть одной чертой. Это значит, что вы сомневаетесь в ее написании.
Если вы подобрали проверочное слово, то проверенную букву надо подчеркнуть двумя чертами. То есть в слове «вОды», которое мы взяли для проверки слова «вода», букву «О» надо подчеркнуть двумя чертами.
Иногда при объяснении орфограммы проверочного слова нет. Тогда надо просто написать объяснение в скобках: пол(о)жить (после корня нет суффикса А), с(о)бака (словарное слово).
И еще – надо обязательно выделить морфему, где эта орфограмма находится. В прилагательном «пр…брежный» орфограмма в приставке «при-», в глаголе «выр…щивать» в корне «-ращ-», в существительном «извоз…ик» в суффиксе «-чик-», в глаголе «подготови(т/ть)ся» – в окончании.
Зачем объяснять орфограмму
Чтобы ваш мозг ее запомнил. Если с 1 по 11 класс школы вы проверяете каждую орфограмму, выделяете морфему, в которой она находится, прописываете правило, вы после школы автоматически будете писать грамотно.
Я отлично помню, как в пятом классе школы в самом начале сентября получил двойку по русскому. Я списал текст, в котором были орфограммы, вставил пропущенные буквы, но ни одну не объяснил, потому что лень было их объяснять.
Сдал тетрадь, на следующий день получаю ее, открываю – ни одного подчеркивания красной пастой, ни одной ошибки – все буквы поставлены правильно. И внизу – двойка.
После этой двойки вплоть до 11 класса я объяснял всё. Перечитывал правила, гуглил, чтобы найти правильное объяснение, в крайних случаях подходил к учителю перед уроком и спрашивал.
Я никогда не ходил к репетиторам по русскому языку. Когда поступил в педагогический институт на «Русский язык, Литературу», был на первом месте по количеству набранных баллов. И все благодаря той двойке в пятом классе.
Понравилась статья? Поставьте ей звездочки. Не понравилась? Напишите, что не так, буду править.
Источник
Русский язык 2 класс: карточки с заданиями
Во 2 классе дети изучают очень важные орфограммы на уроках русского языка. Среди них такие как безударные гласные в корне слова , парные согласные в конце и середине слова, удвоенные согласные, разделительный мягкий знак и др.
Чтобы иметь положительную оценку по русскому языку, к концу 2 класса учащиеся должны обладать набором знаний и умений.
Что нужно уметь к концу 2 класса по русскому языку:
- делить слова на слоги;
- выделять ударный слог;
- обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами и мягким знаком;
- писать большую букву в именах, фамилиях, названиях городов, деревень, кличках животных;
- писать слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн;
- правильно обозначать буквами парные звонкие и глухие согласные звуки на конце и середине слов;
- правильно обозначать буквами безударные гласные в корне слова;
- писать пройденные слова с двойными согласными;
- уметь писать слова с разделительным ь;
- знать и уметь правильно писать словарные слова, данные в программе 2 класса;
- писать раздельно предлоги со словами;
- производить фонетический разбор ;
- знать части речи: имя существительное, глагол, имя прилагательное, предлог;
- выделять главные члены предложения (подлежащее и сказуемое).
Словарные слова для 2 класса (слова с непроверяемым написанием):
Береза, быстро, вдруг, весело, ветер, воробей, ворона, город, девочка, дежурный, деревня, завод, заяц, здравствуйте, капуста, карандаш, класс, коньки, корова, лисица, сумма, лопата, машина, медведь, молоко, мороз, Москва, народ, обед, одежда, пальто, пенал, платок, пожалуйста, посуда, работа, Родина, русский, скоро, коллектив, собака, сорока, спасибо, суббота, тетрадь, товарищ, троллейбус, урожай, ученик, учитель, фамилия, хорошо, ягода, язык.
Словарные слова могут отличаться в зависимости от программы.
Каждая орфограмма требует практической отработки. Для этого для начала необходимо использовать отдельные упражнения, а в дальнейшем удобно пользоваться карточками для проверки всех пройденных орфограмм. Карточки хорошо использовать как для тренировки, так и для проверки знаний учащихся.
Карточка 1
- Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные слова.
Цв…точки, м…лыш, скв…рцы, бл…ны, пч…ла, кр…сота, т…жёлый
- Подчеркни главные члены предложения. Укажи части речи.
По берегам извилистой реки растут ивы.
Карточка 2
- Распредели слова на 3 группы.
Лесной, берёзка, цветочки, весенний, прибежала, ельник, распустилась
2. Вставь, где надо, Ь.
Пахн…ет шерст…ю волч…ей
У пен…ка с поганками.
Шли волч…ата ноч…ю
Лунными пол…янками.
Карточка 3
- Вставь пропущенные буквы. В скобках укажи проверочные слова.
Ч…сто идут д…жди. Плохо без з…нта и пл…ща. На дв…ре луж…. Тихо кругом. Улетели из с…дов гр…чи и др…зды. Вчера они долго круж…лись над п…лями и х…лмами. В…сной птицы вернутся д…мой.
- Подчеркни главные члены предложения. Укажи части речи.
За окном забарабанил весёлый дождик.
Карточка 4
- Раздели слова черточкой для переноса.
Корабль, окуньки, цветочки, ящерица, весенний, клеёнка, ельник
ель – ______б.,______зв.
майка – _______б.,________зв.
енот – _______б.,______зв.
белая – ______б.,_______ зв.
Карточка 5
- Вставь пропущенные буквы. В скобках укажи проверочные слова.
Жил в Одессе чёрный ко… .
Он зале… на парохо… .
С удовольствием в буфете
Съел с колба…кой бутербро… .
- Сделай фонетический разбор слова берёзка.
Карточка 6
- Раздели слова на слоги и для переноса.
Ананас, переход, радужные, стройка, карусель, ягода, пианино.
2. Составь из слов предложение и запиши его. Укажи грамматическую основу.
Крепкий, сосной, вырос, под, высокой, боровик
Карточка 7
- Допиши предложения словами с противоположным значением. Вставь в слова пропущенные буквы.
Р…ка ш…рокая, а ручей _____________. Камень т…жёлый, а пух ____________. Яблоко сла…кое, а редька _____________. Ш…повник ни…кий, а ду… _________.
- Подчеркни главные члены предложения. Укажи части речи.
По небу плавно плыли пушистые облака.
Карточка 8
- Раздели слова на слоги. Подчеркни слова, которые нельзя перенести.
Уползёт, края, соболь, океан, вареный, тетрадь, осёл, ученик, Илья
2. Вставь нужную букву. Спиши текст.
Около будки лежит (П,п) ёс (Ш,ш)арик. По двору бежит (К,к)отенок (Б,б)арсик. За забором мычит (К,к)орова и гогочут (Г,г)уси. На лугу пасётся (К,к)оза (З,з)орька.
Карточка 9
- Вставь пропущенные буквы и напиши проверочные слова.
У ко…ки Мурки мя…кие ла…ки и острые зу…ки. Лоша…ка беж…т по у…кой доро…ке.
- Подчеркни главные члены предложения. Укажи части речи.
Воробей весело прыгал по дорожке.
Карточка 10
Улич…ный, пузыр…ки, доч…ка, скуч…ный, плат…е, сил…ный, оч…ки.
2. Напиши слова во множественном числе.
чиж – __________________
камыш – _______________
морж – ________________
мышь – _______________
Карточка 11
- Вставь пропущенные буквы и напиши в скобках проверочные сова.
Век без ош(ы,и)бки не прож(ы,и)ть. Сам погибай, а товарищ(а,я) выруч(а,я)й. Волки рыщ(у,ю)т, добыч(у,ю) ищ(у,ю)т.
- Подчеркни главные члены предложения. Укажи части речи.
В аквариуме плавали разноцветные рыбки.
Карточка 12
- Вставь пропущенные буквы. Отгадай загадку и напиши отгадку.
Когда с тобою этот дру… ,
Ты можешь без доро…
Шагать на север и на ю…,
На запа… и восто… .
2. Запиши цифрами рядом со словом количество букв и звуков..
юбка – ______б.,______зв.
бельё – _______б.,________зв.
атлас – _______б.,______зв.
маяк – ______б.,_______ зв.
Карточка 13
- Раздели слова на слоги. Поставь знак ударение. Подчеркни зелёным карандашом мягкие согласные.
Апрель, чайка, жюри, тюльпан, бельчонок, речка.
- Придумай и запиши имена собственные:
Город _____________, собака ___________, попугай _____________, улица _____________, река______________.
Карточка 14
- Вставь пропущенные буквы, напиши в скобках проверочные слова.
Холо… сковал землю. Под ногами хрустит сне…. Моро… щиплет щёки и но… .
2. Из слов составь и запиши предложение. Подчеркни грамматическую основу.
Окнах, прич…дливые, нарисовал, на, узоры, м…роз.
Карточка 15
- Раздели слова на слоги и поставь ударение.
Серый день короче ночи,
Холодна в реке вода,
Серый дождик землю мочит,
Свищет ветер в проводах.
- Вставь пропущенные буквы, напиши с скобках где нужно проверочные слова.
В л…су зв…рьки готовятся к з…ме. Птицы ул…тают в тёплые края. Белоч…ка суш…т на ветвях д…ревьев гр…бы. Ёж…к спеш…т в свою норку. Мыш… запасают з…рно.
Карточка 16
- Составить с данными словами 3-4 предложения.
Скоро зима; лёгкий мороз; резкий ветер; дубки, березки; робкий зайчишка.
2. Допиши предложения словами противоположного значения.
- Волк — враг, а собака — … .
- Дуб высокий, а шиповник … .
- Дорога широкая, а тропинка … .
- Лёд тяжелый, а снег … .
- Клюква кислая, а малина … .
- Кожура шершавая, а орех … .
- Сеяли густо, да взошло … .
Карточка 17
- Поставь ударение. Раздели слова на слоги.
Зонтик, урожай, карандаш, утята, животные, шофёр, лейка, пеньки.
- Зачеркни лишнее слово в каждой строке. Найди и выдели в словах общий корень:
Школа, школьник, школьный, пришкольный, ученик.
Лес, лесной, лесник, лесничество, залезет.
Свет, светлый, светит, цветной, просвет.
Карточка 18
- Вставь пропущенные буквы, напиши проверочные слова.
Л…стопад, т…рять, взгл…ну, ш…пну, л…док, пр…мые, вскр…чал, ж…рища.
2. Из слов составь и запиши предложение. Подчеркни грамматическую основу.
Лужами, дождя, двор, после, покрыт, огромными
Карточка 19
- Раздели слова на слоги. Запиши все возможные случай переноса.
Перепёлка – ___________________________________________________
учитель – __________________________________________________
индейка – _________________________________________________
ящерица – ___________________________________________________
2. Подчеркни главные члены предложения. Укажи части речи.
Осенние листья медленно кружатся в воздухе.
Карточка 20
- Вставь пропущенные буквы и напиши проверочные слова.
В л…су на поляне поспела з…мляника. Её яг…ды очень сла…кие. А в…ренье из них вку…ное и ароматное
2. Спиши предложения.
- Красив город … О(о)рел. Гордая птица — … О(о)рел.
- Девочку зовут … Г(г)алка. У нас живет ручная … Г(г)алка.
- Мы идем на хутор … Л(л)исички. В клетке сидят … Л(л)исички.
Карточка 21
- Выпиши слова, в которых есть гласные, обозначающие два звука.
Дождик на луже рисует картинку,
Светлую, лёгкую – как паутинку.
Если в неё заглянуть с высоты –
То на картине появишься ты.
- Раздели слова на слоги. Запиши все возможные случай переноса.
Цыплёнок – _______________________________________________
яичко – __________________________________________________
балалайка – ______________________________________________
ясная – __________________________________________________
Карточка 22
- Спиши, вставляя пропущенные буквы.
Посылал медведь л…су собирать др…ва в л…су.
За г…рою у р…ки, где вдоль берега ду…ки, есть деревня неб…льшая под названьем Ч(ч)…даки.
2. Закончи предложения, употребив однокоренное слово. Спиши и выдели корень в однокоренных словах.
Источник
ГДЗ учебник по русскому языку 6 класс Ладыженская. §52. Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик (-щик). Упражнение №298
Диктант. Графически обозначьте вставленные орфограммы.
Пос..щение выставк.. зелень в палисадник..‚ вскрикн..т от (не)ожиданност..‚ укрыва..тся плащ..м‚ ра(з‚ с)тает снег в долин..‚ наход..мся (в)отдалени..‚ стро..м на побережь..‚ зам..реть в ожидани. пр..гревает на солнц. пр..соед..нимся ко всей групп. (не)зам..чаем опас(?)ност. шёл по алле..‚ ра(з‚ с)пол..житься в рощиц..‚ на окраин.. деревн. блес(?)нёт на тёмн..м неб.. пряч..тся в шиповник..‚ знам..нитый танцов..ик.
Решение
Посещение (словар.) выставки ( 1 −е скл., Р. п.),
зелень в палисаднике ( 2 −е скл., П. п.)‚
вскрикнет ( 1 −е спр.) от неожиданности (внезапности, 3 −е скл., Р. п.)‚
укрывается ( 1 −е спр.) плащом ‚
растает снег в долине ( 1 −е скл., П. п.)‚
находимся ( 2 −е спр.) в отдалении (предл., сущ., на −ие, П. п.)‚
строим ( 2 −е спр.) на побережье ( 2 −е скл., П. п.)‚
замереть в ожидании (на −ие, П. п.),
пригревает (знач. неполн. действия) на солнце ( 2 −е скл., П. п.),
присоединимся (знач. присоед., единый) ко всей группе ( 1 −е скл., Д. п.),
не замечаем (не с глаголом, заметить) опасности (опасаться, 3 −е скл., Р. п.),
шёл по аллее ( 1 −е скл., П. п.)‚
расположиться в рощице ( 1 −е скл., П. п.)‚
на окраине ( 1 −е скл., П. п.) деревни ( 1 −е скл., Р. п.),
блеснёт на тёмном (каком?) небе ( 2 −е скл., П. п.),
прячется ( 1 −е спр.) в шиповнике ( 2 −е скл., П. п.)‚
знаменитый (словар.) танцовщик .
Источник