Николай вас гоголь майская ночь
Краткое содержание повести Гоголя «Майская ночь, или Утопленница». Кратчайшее изложение. Читать полный текст, слушать аудиокнигу. Фильм 1952 года, смотреть онлайн. Опера Римского-Корсакова «Майская ночь».
«Майская ночь, или Утопленница» — третья повесть из цикла Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». Написана в 1829–1830 годах.
Молодой казак Левко хочет жениться на красавице Ганне. Но ему мешает отец, который сам положил глаз на девушку. Майской ночью Левко встречает ожившую покойницу — утонувшую много лет назад панночку — и помогает ей обнаружить среди других утопленниц ведьму. В благодарность панночка даёт парню письмо от имени важного начальника, которое убеждает отца разрешить свадьбу.
Содержание
Полный текст и аудиокнига
Аудиоверсия доступна на YouTube.
—>
Краткое содержание
I. Ганна
Казак Левко, сын сельского головы, майским вечером приходит к возлюбленной Ганне. Они с 17-летней девушкой любят друг друга и мечтают пожениться. Но отец Левко не дает благословения на свадьбу, притворяясь глухим.
По просьбе Ганны юноша рассказывает страшную легенду про заброшенный дом рядом с прудом. Когда-то в этом доме жил сотник с дочкой. Сотник был вдовцом, женился во второй раз, и его молодая жена оказалась ведьмой. Обернувшись кошкой, она попыталась задушить падчерицу, однако панночка саблей перерубила кошке лапу. После этого мачеха настроила против девушки отца, и тот выгнал её из дома. От горя девушка утопилась в пруду.
Говорят, что однажды панночка вместе с другими утопленницами затащила ведьму в пруд, но та скрылась между девушками, притворившись одной из них. С тех пор панночка пытается опознать ведьму, но не может. А если попадается ей кто-то из людей, она заставляет их искать ведьму под угрозой смерти.
II. Голова
Сельский голова Евтух Макогоненко, отец Левко, человек суровый и угрюмый. В деревне его побаиваются и слушаются. Он любит вспоминать, как давным давно пару дней сопровождал императрицу Екатерину II во время поездки Крым: сидел на козлах её кареты рядом с кучером.
Голова — вдовец, один глаз у него не видит. Но это не мешает ему ухлёстывать за всеми красивыми девушками села. Поговаривают, что свояченица, с которой он живёт, вовсе ему не родственница, а любовница.
Иллюстрация Аминадава Каневского
III. Неожиданный соперник. Заговор
Попрощавшись с друзьями, Левко снова проходит мимо хаты возлюбленной и видит Ганну с каким-то высоким мужчиной. В разговоре с девушкой незнакомец признаётся ей в любви, а Левко называет «молокососом» и грозится «выдрать за чуб». Левко собирается отдубасить соперника, но внезапно видит, что это его отец.
Левко решает наказать отца: «Постой же, старый хрен, ты у меня будешь знать, как шататься под окнами молодых девушек, будешь знать, как отбивать чужих невест!». Он подговаривает друзей проучить сельского голову, который волочится за девушками и помыкает односельчанами.
IV. Парубки гуляют
Голова не спит, принимая в гостях винокура. В дверь вваливается пьяный казак Каленик, принявший чужую хату за свою. Винокур рассказывает историю о том, как его тёща однажды прокляла прожорливого гостя («чтоб ты подавился»), тот поперхнулся галушкой и умер, а затем стал являться женщине по ночам.
Вдруг за окном слышится шум и музыка. Парубки поют оскорбительную песню о сельском голове:
Голова наш сед и крив,
Стар, как бес; а что за дурень!
Прихотлив и похотлив:
Жмётся к девкам… Дурень, дурень!
Выскочив из хаты, голова хватает одного из певцов и запирает (как ему кажется) у себя в хате. Появляется сельский писарь: он жалуется на разбудивших его озорников и хвастает, что сумел изловить и посадить под замок одного из них. Голова показывает своего «пленника», но оказывается, что в каморке заперта его свояченица, а никакой не парубок.
Вместе с десятниками и винокуром идут в дом к писарю. У него в хате вместо схваченного парубка обнаруживается та же самая свояченица. Напуганный винокур кричит, что это ведьма. Женщина объясняет, что её схватили на улице парни и втолкнули в хату через окно.
Взбешённый голова велит изловить зачинщика.
V. Утопленница
Тем временем Левко подходит к заброшенному дому у пруда. Его клонит в сон. Вдруг он видит, что старый дом преобразился: всё выглядит новым, вместо ставней — застеклённые окна. Из окна выглядывает очень бледная красавица — это утонувшая панночка из старой легенды. Она со слезами просит Левко найти среди подруг-утопленниц свою мачеху-ведьму, обещая за это щедрую награду.
Парубок идет к утопленницам, которые водят хоровод на берегу. Девушки играют в ворона — одна гоняется за другими. Вороном вызывается быть одна из красавиц. Видно, что ей нравится преследовать своих жертв. Левко видит, что и тело этой девушки не светится, а наоборот, внутри неё видится что-то чёрное. Это и есть ведьма, понимает парень. Он указывает на колдунью пальцем, и девушки уводят её прочь.
Панночка награждает Левко запиской, которую тот должен отдать отцу, чтобы свадьба с Ганной состоялась. Юноша с радостью хватает записку и просыпается.
Иллюстрация Михаила Роганова. РИА Новости
VI. Пробуждение
Левко приходит в себя на пригорке у старого дома. Тот снова стоит ветхий, с закрытыми ставнями. В руке у молодого казака записка. Как жаль, что он не умеет читать!
Откуда ни возьмись появляются сельский голова и его спутники, они хватают Левко. От расправы парня спасает записка. Оказывается, что это послание, писанное рукой комиссара. Тот называет Евтуха «старым дурнем» и велит немедленно женить сына на Ганне. Голова не смеет ослушаться начальника и велит завтра же готовиться к венчанию.
Счастливый Левко спешит к Ганне и обещает молиться за утопленницу.
«Майская ночь» — опера Римского-Корсакова и фильм 1952 года
По мотивам повести Гоголя в 1880 году Н.А. Римский-Корсаков создал оперу «Майская ночь».
Самая известная экранизация повести — фильм 1952 года «Майская ночь, или Утопленница». Режиссёром картины выступил главный советский киносказочник Александр Роу.
Источник
Майская ночь, или Утопленница(Совр. орф.) — Гоголь Николай Васильевич
Майская ночь, или Утопленница(Совр. орф.) — Гоголь Николай Васильевич краткое содержание
Майская ночь, или Утопленница(Совр. орф.) читать онлайн бесплатно
Николай Васильевич Гоголь
МАЙСКАЯ НОЧЬ, ИЛИ УТОПЛЕННИЦА
Дозволено Цензурою. Москва, 1-го апрѣля 1887 года.
Враг его батька знае!
Начнут що небудь робить люди хрещені,
то мордуютця, мордуютця, мов хорты за зайцем,
а все щось не до шмыги; тількі ж куды чорт уплететця,
то верть хвостиком — так де воно й візметця!
— Нет, видно, крепко заснула моя ясноокая красавица! — сказал казак, окончивши песню и приближаясь к окну. — Галю! Галю! Ты спишь, или не хочешь ко мне выйти? Ты боишься, верно, чтобы нас кто не увидел, или не хочешь, может быть, показать белое личико на холод? Не бойся — никого нет. Вечер тепел. Но если б и показался кто, я прикрою тебя свиткою, обмотаю своим поясом, закрою руками тебя — и никто нас не увидит. Но если бы и повеяло холодом, я прижму тебя поближе к сердцу, отогрею поцелуями, надену шапку свою на твои беленькие ножки, сердце мое, рыбка моя, ожерелье! выгляни на миг. Просунь сквозь окошечко хоть белую свою ручку… Нет, ты не спишь, гордая дивчина! — проговорил он громче и таким голосом, каким выражает себя устыдившийся мгновенного унижения, — тебе любо издеваться надо мною — прощай!
Тут он отворотился, насунул набекрень свою шапку и гордо отошел от окошка, тихо перебирая струны бандуры. Деревянная ручка у двери в это время завертелась, дверь распахнулась со скрипом, и девушка, на поре семнадцатой весны, обвитая сумерками, робко оглядываясь и не выпуская деревянной ручки, переступила через порог. В полуясном мраке горели приветно, будто звездочки, ясные очи, блистало красное коралловое монисто, и от орлиных очей парубка не могла укрыться даже краска, стыдливо вспыхнувшая на щеках ее.
— Какой же ты нетерпеливый! — говорила она ему вполголоса, — уже и рассердился! Зачем выбрал ты такое время? Толпа народу шатается то и дело по улицам… Я вся дрожу…
— О, не дрожи, моя красная калиночка! Прижмись ко мне покрепче! — говорил парубок, обнимая ее, отбросив бандуру, висевшую на длинном ремне у него на шее, и садясь вместе с нею у дверей хаты. — Ты знаешь, что мне и часу не видать тебя горько.
— Знаешь ли, что я думаю? — прервала девушка, задумчиво уставив в него свои очи. — Мне все что-то будто на ухо шепчет, что вперед нам не видаться так часто. Недобрые у вас люди: девушки все глядят так завистливо, а парубки… Я примечаю даже, что мать моя с недавней поры стала суровее приглядывать за мною. Признаюсь, мне веселее было у чужих.
Какое-то движение тоски выразилось на лице ее при последних словах.
— Два месяца только в стороне родной и уже соскучилась! Может, и я надоел тебе?
— О, ты мне не надоел, — молвила она, усмехнувшись. — Я тебя люблю, чернобровый казак! За то люблю, что у тебя карие очи, и как поглядишь ты ими, у меня как будто на душе усмехается: и весело, и хорошо ей, что приветливо моргаешь ты черным усом своим, что ты идешь по улице, поешь и играешь на бандуре, и любо слушать тебя.
— О, моя Галя! — вскрикнул парубок, целуя и прижимая ее сильнее к груди своей.
— Постой! Полно, Левко! Скажи наперед, говорил ли ты с отцом своим?
— Что? — сказал он, будто проснувшись. — Что я хочу жениться, а ты выйти за меня замуж? Говорил. — Но как-то унывно зазвучало в устах его это слово: «говорил».
— Что станешь делать с ним? Притворился старый хрен, по своему обыкновению, глухим: ничего не слышит и еще бранит, что шатаюсь, Бог знает где, и повесничаю с хлопцами по улицам. Но не тужи, моя Галю! Вот тебе слово казацкое, что уломаю его.
— Да тебе только стоит, Левко, слово сказать — и все будет по-твоему, Я знаю это по себе: иной раз не послушала бы тебя, а скажешь слово — и невольно делаю, что тебе хочется. Посмотри, посмотри! — продолжала она, положив голову на плечо ему и подняв глаза вверх, где необъятно синело теплое украинское небо, завешенное снизу кудрявыми ветвями стоявших перед ними вишен. — Посмотри: вон, вон далеко мелькнули звездочки: одна, другая, третья, четвертая, пятая… Не правда ли, ведь это ангелы Божии поотворяли окошечки своих светлых домиков на небе и глядят на нас? Да, Левко? Ведь это они глядят на нашу землю? Что, если бы у людей были крылья, как у птиц, — туда бы полететь высоко, высоко… Ух, страшно! Ни один дуб у нас не достанет до неба. А говорят, однако же, есть где-то, в какой-то далекой земле, такое дерево, которое шумит вершиною в самом небе, и Бог сходит по нем на землю ночью перед Светлым праздником.
— Нет, Галю, у Бога есть длинная лестница от неба до самой земли. Ее становят перед Светлым Воскресеньем святые архангелы, и как только Бог ступит на первую ступень, все нечистые духи полетят стремглав и кучами попадают в пекло, и от того на Христов праздник ни одного злого духа не бывает на земле.
— Как тихо колышется вода! Будто дитя в люльке, — продолжала Ганна, указывая на пруд, угрюмо обставленный темным кленовым лесом и оплакиваемый вербами, потопившими в нем жалобные свои ветви. Как бессильный старец, держал он в холодных объятиях своих далекое темное небо, осыпая ледяными поцелуями огненные звезды, которые тускло реяли среди теплого ночного воздуха, как бы предчувствуя скорое появление блистательного царя ночи. Возле леса, на горе, дремал с закрытыми ставнями старый деревянный дом; мох и дикая трава покрывали его крышу, кудрявые яблони разрослись перед его окнами; лес, обнимая своею тенью, бросал на него дикую мрачность; ореховая роща стлалась у подножия его и скатывалась к пруду.
— Я помню, будто сквозь сон, — сказала Ганна, не спуская глаз с него, — давно, давно, когда я еще была маленькою и жила у матери, что-то страшное рассказывали про дом этот. Левко, ты верно знаешь, — расскажи.
— Бог с ним, моя красавица! Мало ли чего не расскажут бабы и народ глупый? Ты себя только потревожишь, станешь бояться, и не заснется тебе покойно.
— Расскажи, расскажи, милый, чернобровый парубок! — говорила она, прижимаясь лицом своим к щеке его и обнимая его. — Нет, ты, видно, не любишь меня, у тебя есть другая девушка! Я не буду бояться, я буду спокойно спать ночь. Теперь-то не засну, если не расскажешь. Я стану мучиться, да думать… расскажи, Левко.
— Видно, правду говорят люди, что у девушек сидит черт, подстрекающий их любопытство. Ну, слушай! Давно, мое серденько, жил в этом доме сотник. У сотника была дочка, ясная панночка, белая, как снег, как твое личико. Сотникова жена давно уже умерла; задумал сотник жениться на другой. — «Будешь ли ты меня нежить по-старому, батько, когда возьмешь другую жену?» — «Буду, моя дочка, еще крепче прежнего стану прижимать тебя к сердцу! Буду, моя дочка, еще ярче стану дарить серьги и монисты!» Привез сотник молодую жену в новый дом свой. Хороша была молодая жена; румяна и бела собою была молодая жена; только так страшно взглянула на свою падчерицу, что та вскрикнула, увидевши ее, и хоть бы слово во весь день сказала суровая мачеха. Настала ночь; ушел сотник с молодою женой в свою опочивальню; заперлась и белая панночка в своей светлице. Горько сделалось ей, стала плакать. Глядит: страшная черная кошка крадется к ней; шерсть на ней горит, и железные когти стучат по полу. В испуге, вскочила она на лавку, — кошка за нею; перепрыгнула на лежанку, — кошка и туда, и вдруг бросилась к ней на шею и душит ее. С криком оторвавши от себя, кинула ее на пол; опять крадется страшная кошка. Тоска ее взяла. На стене висела отцовская сабля. Схватила ее — и бряк по полу, — лапа с железными когтями отскочила, и кошка с визгом пропала в темном углу. Целый день не выходила из светлицы своей молодая жена; на третий день вышла с перевязанною рукой. Угадала бедная панночка, что мачеха ее — ведьма, и что она ей перерубила руку. На четвертый день приказал сотник своей дочке носить воду, мести хату, как простой мужичке, и не показываться в панские покои. Тяжело было бедняжке, да нечего делать: стала выполнять отцовскую волю. На пятый день выгнал сотник свою дочку босую из дому, и куска хлеба не дал на дорогу. Тогда только зарыдала панночка, закрывши руками белое лицо свое: — «Погубил ты, батько, родную дочку свою! Погубила ведьма грешную душу твою! Прости тебя Бог; а мне, несчастной, видно, не велит он жить на белом свете. » — И вон, видишь ли ты. Тут оборотился Левко к Ганне, указывая пальцем на дом. Гляди сюда: вон подалее от дома, самый высокий берег! С этого берега кинулась панночка в воду, и с той поры не стало ее на свете…
Источник
Майская ночь, или утопленница
Для тех, кому интересна мистическая тема и творчество Гоголя, произведение «Майская ночь, или Утопленница» читать полностью – обязательно. В работах писателя темная сила пользуется огромной популярностью и нередко предстает в непривычном свете. Это больше не ужасающая и непобедимая мощь. В творениях Гоголя Николая Васильевича злу приходится мириться с человеком и даже помогать ему. Сам сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки», в который вошла эта повесть, заставляет каждого окунуться в мир украинской мифологии и фольклора. Тут и смех, и лирика, и кошмары, которые переплетаются в замысловатых сюжетах. Сама «Майская ночь, или Утопленница» была написана в 1829-1830 годах. Это произведение стало самой светлой частью всего сборника.
Основная сюжетная линия книги Гоголя – история молодого парня Левко и девушки Ганны. Юные влюбленные пытаются противостоять суровому миру взрослых, которые не могут понять и принять их трепетные чувства. Мать девушки не верит в надежность будущего зятя. А отец парня и вовсе засматривается на Ганну сам, конкурируя с собственным сыном. Одним из ключевых персонажей становится русалка – частый гость украинских народных произведений. Она обещает помочь юноше в борьбе за свою любовь. Во сне Левко встречается с этим мифическим героем. Проснувшись, он получает приказ от комиссара, по которому его обязаны женить на девушке. Невозможно описать то счастье, которое ощущают влюбленные от такого исхода. Этот радостный конец рассказа заставляет каждого читателя поверить в чудеса.
Необычность истории Гоголя «Майская ночь, или Утопленница» в потере четкости и грани между реальным и вымышленным миром. Кроме того, писатель намекает на то, что влюбленные люди должны быть готовы на все для того, чтобы обрести счастье. Даже если это сделка с самим дьяволом. К счастью, именно в этой повести нечистая сила предстает в самом добром свете, безвозмездно даруя молодым возможность пожениться. Невероятный слог Гоголя, с которым он описывает украинскую природу, заставляет зачитываться строками этого произведения. Используя множество эпитетов, он обращается и к месяцу, и к селу, словно это живые люди. Природные явления появляются и в диалогах персонажей. Это творение можно смело считать одним из самых поэтичных в сборнике. Скачать книгу бесплатно или читать «Майскую ночь, или Утопленницу» онлайн можно на нашем сайте.
Источник
«Майская ночь, или Утопленница»: краткое содержание повести Гоголя и фильм
Краткое содержание повести Гоголя «Майская ночь, или Утопленница». Кратчайшее изложение. Читать полный текст, слушать аудиокнигу. Фильм 1952 года, смотреть онлайн. Опера Римского-Корсакова «Майская ночь».
«Майская ночь, или Утопленница» — третья повесть из цикла Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». Написана в 1829–1830 годах.
Молодой казак Левко хочет жениться на красавице Ганне. Но ему мешает отец, который сам положил глаз на девушку. Майской ночью Левко встречает ожившую покойницу — утонувшую много лет назад панночку — и помогает ей обнаружить среди других утопленниц ведьму. В благодарность панночка даёт парню письмо от имени важного начальника, которое убеждает отца разрешить свадьбу.
Содержание
Полный текст и аудиокнига
Аудиоверсия доступна на YouTube.
—>
Краткое содержание
I. Ганна
Казак Левко, сын сельского головы, майским вечером приходит к возлюбленной Ганне. Они с 17-летней девушкой любят друг друга и мечтают пожениться. Но отец Левко не дает благословения на свадьбу, притворяясь глухим.
По просьбе Ганны юноша рассказывает страшную легенду про заброшенный дом рядом с прудом. Когда-то в этом доме жил сотник с дочкой. Сотник был вдовцом, женился во второй раз, и его молодая жена оказалась ведьмой. Обернувшись кошкой, она попыталась задушить падчерицу, однако панночка саблей перерубила кошке лапу. После этого мачеха настроила против девушки отца, и тот выгнал её из дома. От горя девушка утопилась в пруду.
Говорят, что однажды панночка вместе с другими утопленницами затащила ведьму в пруд, но та скрылась между девушками, притворившись одной из них. С тех пор панночка пытается опознать ведьму, но не может. А если попадается ей кто-то из людей, она заставляет их искать ведьму под угрозой смерти.
II. Голова
Сельский голова Евтух Макогоненко, отец Левко, человек суровый и угрюмый. В деревне его побаиваются и слушаются. Он любит вспоминать, как давным давно пару дней сопровождал императрицу Екатерину II во время поездки Крым: сидел на козлах её кареты рядом с кучером.
Голова — вдовец, один глаз у него не видит. Но это не мешает ему ухлёстывать за всеми красивыми девушками села. Поговаривают, что свояченица, с которой он живёт, вовсе ему не родственница, а любовница.
Иллюстрация Аминадава Каневского
III. Неожиданный соперник. Заговор
Попрощавшись с друзьями, Левко снова проходит мимо хаты возлюбленной и видит Ганну с каким-то высоким мужчиной. В разговоре с девушкой незнакомец признаётся ей в любви, а Левко называет «молокососом» и грозится «выдрать за чуб». Левко собирается отдубасить соперника, но внезапно видит, что это его отец.
Левко решает наказать отца: «Постой же, старый хрен, ты у меня будешь знать, как шататься под окнами молодых девушек, будешь знать, как отбивать чужих невест!». Он подговаривает друзей проучить сельского голову, который волочится за девушками и помыкает односельчанами.
IV. Парубки гуляют
Голова не спит, принимая в гостях винокура. В дверь вваливается пьяный казак Каленик, принявший чужую хату за свою. Винокур рассказывает историю о том, как его тёща однажды прокляла прожорливого гостя («чтоб ты подавился»), тот поперхнулся галушкой и умер, а затем стал являться женщине по ночам.
Вдруг за окном слышится шум и музыка. Парубки поют оскорбительную песню о сельском голове:
Голова наш сед и крив,
Стар, как бес; а что за дурень!
Прихотлив и похотлив:
Жмётся к девкам… Дурень, дурень!
Выскочив из хаты, голова хватает одного из певцов и запирает (как ему кажется) у себя в хате. Появляется сельский писарь: он жалуется на разбудивших его озорников и хвастает, что сумел изловить и посадить под замок одного из них. Голова показывает своего «пленника», но оказывается, что в каморке заперта его свояченица, а никакой не парубок.
Вместе с десятниками и винокуром идут в дом к писарю. У него в хате вместо схваченного парубка обнаруживается та же самая свояченица. Напуганный винокур кричит, что это ведьма. Женщина объясняет, что её схватили на улице парни и втолкнули в хату через окно.
Взбешённый голова велит изловить зачинщика.
V. Утопленница
Тем временем Левко подходит к заброшенному дому у пруда. Его клонит в сон. Вдруг он видит, что старый дом преобразился: всё выглядит новым, вместо ставней — застеклённые окна. Из окна выглядывает очень бледная красавица — это утонувшая панночка из старой легенды. Она со слезами просит Левко найти среди подруг-утопленниц свою мачеху-ведьму, обещая за это щедрую награду.
Парубок идет к утопленницам, которые водят хоровод на берегу. Девушки играют в ворона — одна гоняется за другими. Вороном вызывается быть одна из красавиц. Видно, что ей нравится преследовать своих жертв. Левко видит, что и тело этой девушки не светится, а наоборот, внутри неё видится что-то чёрное. Это и есть ведьма, понимает парень. Он указывает на колдунью пальцем, и девушки уводят её прочь.
Панночка награждает Левко запиской, которую тот должен отдать отцу, чтобы свадьба с Ганной состоялась. Юноша с радостью хватает записку и просыпается.
Иллюстрация Михаила Роганова. РИА Новости
VI. Пробуждение
Левко приходит в себя на пригорке у старого дома. Тот снова стоит ветхий, с закрытыми ставнями. В руке у молодого казака записка. Как жаль, что он не умеет читать!
Откуда ни возьмись появляются сельский голова и его спутники, они хватают Левко. От расправы парня спасает записка. Оказывается, что это послание, писанное рукой комиссара. Тот называет Евтуха «старым дурнем» и велит немедленно женить сына на Ганне. Голова не смеет ослушаться начальника и велит завтра же готовиться к венчанию.
Счастливый Левко спешит к Ганне и обещает молиться за утопленницу.
«Майская ночь» — опера Римского-Корсакова и фильм 1952 года
По мотивам повести Гоголя в 1880 году Н.А. Римский-Корсаков создал оперу «Майская ночь».
Самая известная экранизация повести — фильм 1952 года «Майская ночь, или Утопленница». Режиссёром картины выступил главный советский киносказочник Александр Роу.
Источник