Над волгой уже синела летняя ночь и когда мы спустились
Среди предложений 1—7 найдите сложное предложение с бессоюзной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
(1)Утро дышало свежестью. (2)Над рекой висел прозрачный туман, но солнечные лучи уже золотили тихую гладь. (3)Поднимавшийся берег покрывала изумрудная трава, испещрённая бесчисленными искорками росы. (4)Воздух, насыщенный пряными ароматами диких цветов, застыл. (5)Тихо – лишь в зарослях камыша у самой воды колокольцами звенели комары. (6)Вадимка сидел на берегу и смотрел, как старый тополь роняет белоснежные, кружащиеся в застывшем воздухе пушинки и как они белыми корабликами плывут по реке. (7)Тонкое поскуливание нарушило спокойствие утра.
(8)Мальчик вздрогнул – вспомнил, зачем пришёл сюда. (9)Слёзы подступили к горлу, стали душить, но он сдержался – не заплакал.
(10)Вчера ощенилась Жучка: принесла четверых. (11)Мать увидела Жучкин живот и давай причитать на всю деревню! (12)«Не углядел! (13)Сколько раз говорила: не пускай собаку со двора! (14)Что прикажешь
(15)Виноват Вадимка. (16)И спрос теперь с него. (17)Мать приказала
к вечеру от щенят избавиться – утопить. (18)Легко сказать, а вот попробуй, исполни. (19)Они хоть маленькие, слепые, а живые существа!
(20)Представить, как Жучкиных щенят топить будет, Вадимка не мог. (21)Казалось, чего проще: оставь мешок у воды – река сама сделает своё дело – и гуляй без хлопот и забот.
(22)Вадимка так не сумел бы. (23)Размазывая грязными ладонями слёзы, утёр лицо, сложил щенят обратно и решительно направился в деревню.
(24)У сельпо в ожидании утреннего хлеба толпился народ – всё больше женщины. (25)Увидав знакомое лицо, Вадимка подошёл к крылечку.
– (26)Здравствуйте, тётя Маша, – заливаясь краской, обратился
к дородной женщине.
– (27)Здорово! (28)Чего в мешке? – сразу заинтересовалась любопытная тётя Маша.
– (29)Сейчас покажу! – засуетился Вадимка. – (30)Щенки Жучкины. (31)Может, возьмёте?
– (32)Разве щенки? (33)Крысята какие-то, – сострила женщина. (34)Собравшиеся вокруг прыснули.
– (35)Маленькие ещё – вчера родились.
– (36)Раз вчера, то неси-ка их к мамке. (37)Вона разревелись – жрать хотят.
– (38)Не могу. (39)Мать запретила с ними домой возвращаться. (40)Может, всё-таки возьмёте?
(41)Но женщины, потеряв к мешку интерес, одна за другой расходились. (42)Сельпо открыли, и тётя Маша деловито направилась к дверям. (43)Вздохнув, мальчик уныло поплёлся прочь.
(45)Вадимка обернулся: Николай Егорыч – колхозный ветеринар, давний приятель отца.
– (46)Ты вот что, ступай к деду Борису – охотнику. (47)У него Сильва, между прочим, ощенилась, восемь штук принесла. (48)Может, возьмёт старик твоих-то.
(49)Окрылённый, мчался Вадимка к дому охотника.
* Никольская Анна (род. в 1979 г.) – современная российская детская писательница.
Замените разговорное слово «прыснули» в предложении 34 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Разговорное слово «прыснули» в предложении 34 заменяем стилистически нейтральным синонимом «засмеялись» или «захохотали».
Ответ: засмеялись , захохотали, рассмеялись, расхохотались
1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста И. Н. Горелова: «Самое удивительное в том, что писатель — мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях, чувствах». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами И. Н. Горелова. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Окрылённый, мчался Вадимка к дому охотника. » Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
3. Как Вы понимаете значение слова ДОБРОТА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое доброта», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
1) О многозначности слов в русском языке немало сказано, написан не один труд. Русское слово — явление уникальное, неповторимое, порой, загадочное. Неслучайно известный лингвист И. Н. Горелов писал: «Самое удивительное в том, что писатель — мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях, чувствах».
Подтверждения справедливости приведенного высказывания находим в тексте Анны Никольской. В предложении 26 используется фразеологизм «заливаясь краской», который обладает неделимым смыслом. Как и любой фразеологизм, значение его переносное: в предложении означает «стыдиться», «краснеть от стыда».
В предложении 10 употреблено выражение «принесла четверых», где слово «принесла» обладает переносным значением: здесь «родила», хотя прямое значение слова — «доставить что-то или куда-то». Следовательно, в предложении 10 слово «принесла» употреблено в индивидуальном значении, а не в обобщенном.
Таким образом, одно и то же слово в составе разных речевых компонентов обладает разным значением. Приведенные примеры позволили нам доказать правоту утверждения И. Н. Горелова.
2) Иногда мы совершаем поступки, за которые потом бывает стыдно. Бывает, изменяет наше отношение к происходящему слово, незначительное, на первый взгляд, действие. Об этом сказано в финале текста Анны Никольской. Вадима буквально «окрылили» слова Николая Егорыча, потому что он подсказал мальчику выход из сложившейся ситуации со щенками.
Насколько мучительно для героя текста мамино поручение «разобраться» со щенками! Вадим — добрый, отзывчивый мальчик, для него невыносима сама мысль об убийстве щенков, вот почему его глаза мокрые от слёз.
Герой пытается найти выход из сложившейся ситуации. Сначала идёт к магазину, пытаясь «пристроить» щенят, и, наконец, находит решение — он обязательно уговорит деда Бориса взять щенков к себе. Это живое участие в судьбе беззащитных животных многое может сказать о мальчике: он добрый, отзывчивый, а доброта его «деятельная», не пассивная.
Кто-то из известных сказал: «Добро в оправдании не нуждается». И, наверное, это правильно. Добро может быть только бескорыстным, иначе оно перестанет быть добром.
3) Доброта — это одно из ценнейших человеческих качеств, проявление которого позволяет судить об истинной ценности человека. Доброта — это способность к сопереживанию, желание прийти на помощь, бескорыстное служение людям.
Насколько мучительно для героя текста Анны Никольской мамино поручение «разобраться» со щенками! Вадим пытается найти выход из сложившейся ситуации. Сначала идёт к магазину, пытаясь «пристроить» щенят, и, наконец, находит решение — он обязательно уговорит деда Бориса взять щенков к себе. Это живое участие в судьбе без-защитных животных многое может сказать о мальчике: он добрый, отзывчивый, а доброта его «деятельная», не пассивная. Он понимает, что оставить щенков умирать у реки — всё равно что своими руками убить. Доброта, отзывчивость, большая душа маленького мальчика поражает.
Доброта не позволит пройти мимо чужой боли, чужой беды. У нас в крае есть постоянно действующая акция «Цветик-семицветик». В ходе этой акции собираются средства на лечение больных детей. Не-сколько сот маленьких пациентов самых тяжёлых отделений детских больниц возвращены к полноценной жизни благодаря этой акции. Спасибо всем неравнодушным людям, людям, которые незаметно творят добро.
Кто-то из известных сказал: «Добро в оправдании не нуждается». И, наверное, это правильно. Добро может быть только бескорыстным, иначе оно перестанет быть добром.
Источник
Над Волгой уже синела летняя ночь (1) и (2) когда мы оказались на берегу (3) то увидели (4) как мерцают вдали огни на мачтах проплывающих теплоходов.
Молодые люди скоро дошли до размышлений (1)что им непременно надо пожениться (2)но (3) так как родители Марьи Гавриловны запретили дочери думать о свадьбе с Владимиром (4)придется сделать это без родительского благословения.
Море гудело все величавее (1)и(2) хотя влажный ветер валил с ног на обрыве (3) мы стали спускаться вниз (4)чтобы посмотреть на сверкающий пеной прибой.
Паша стеснялась сказать правду (1) и (2)когда ее вызвали (3) еще не придумала (4) как рассказать о происшествии.
Чаще думай о других (1) и (2) даже если тебе сейчас нелегко (3) ты не забывай о том (4) что кому-то может потребоваться твое участие.
№2.
Мне кажется (1)что по смеху можно узнать человека (2) и (3)если вам с первой встречи приятен смех кого-нибудь из совершенно незнакомых людей (4)то смело говорите (5) что это человек хороший.
С Матвеем случилось небольшое происшествие (1)о котором он помнил всю свою жизнь (2) и (3) хотя он не мог считать себя виноватым (4) его совесть была неспокойна.
Молодой журналист внимательно приглядывался к жителям северной деревни (1) и (2) если подмечал что-нибудь интересное (3) записывал свои наблюдения (4)чтобы затем использовать их в статьях и очерках.
Мы часто повторяем (1)что судить о человеке (2)нужно прежде всего по его делам (3) и я с этим согласен.
Рядом с тобой всегда люди (1)и (2) даже если тебе очень одиноко (3) ты не сомневайся в том (4) что кто-то сможет выслушать.
№3.
Она увидела (1) что храбрость и гордое самолюбие принадлежат не только одному сословию (2) и с тех пор (3)стала отказывать молодому учителю уважение (4) которое час от часу становилось заметнее для окружающих.
Для археологии важны вещественные источники (1) и (2) даже к если они спрятаны в земле (3) они все равно составляют основной разряд памятников (4) исследованием которой занимается эта наука.
Не бывает скучно в лесу (1) и (2) если вы взгрустнете (3) повнимательнее взгляните на самую обыкновенную березу (4) которая встретится на вашем пути.
Я очень люблю весну (1)и (2)когда проступает молодая зелень (3)спешу в лес (4) чтобы насладиться первыми возрождения природы.
Кони очень устали (1) и (2) когда с них сняли вьюки (3) они легли на холодную землю (4) которую уже успел покрыть легкий снежок.
№4.
Дождь хлещет в стекла окон (1) и (2) когда стеклянный сумрак улицы освещают вспышки молнии (3) цветы на подоконниках становятся похожими на фантастические деревья (4) которые произрастают в сказочной стране.
Наступила такая усталость (1) что (2) если бы даже не было приказания (3)расположиться на отдых (4) люди не в состоянии были бы сделать ни шагу дальше.
Весной того года я окончил лицей (1) и (2) когда приехал из Москвы (3) просто поражен был (4) как изменился наш угрюмый дом.
Елена размечталась до того (1) что (2) когда услыхала звонок в дверь (3) не сразу поняла (4) что происходит.
Снег засыпал следы путников (1) и стало ясно (2) что (3) если снегопад не прекратится к ночи (4) то обратную дорогу придется искать с трудом.
№5.
А старушка все говорила и говорила о своем счастье (1) и (2) хотя слова ее были привычными (3) у внука от них вдруг сладко защемило сердце (4) словно все услышанное происходило с ним.
К вечеру пошел дождь (1) и (2) пока мы ехали по проселку (3) лошади еле переступали (4) будто потеряли последние силы.
Зубры очень заинтересовали меня (1) и (2) когда нас не пустили в питомник (3) я был раздосадован (4) что не удалось их увидеть поближе.
Хозяйка поняла (1) что(2)если сейчас гости опять окажутся в зале (3) то уже не увидят дальнюю аллею в лучах заходящего солнца (4) и она предложила прогуляться по саду.
Снег засыпал танки (1) и (2) когда танкисты выбирались на башни подышать (3) то он мгновенно покрывал их разгоряченные лица (4) как будто пытался охладить их.
№6.
По календарю мы прибыли в Болдино в одно время с поэтом (1) и (2) если учесть разницу между новым и старым стилем (3) то дней на десять раньше (4) когда в природе еще везде царил зеленый цвет.
В родительском доме все было по-прежнему (1) и (2) если Володе казалось домашнее пространство как будто сузившимся (3) то это только оттого (4) что за годы отсутствия он очень повзрослел и вырос.
Над Волгой уже синела летняя ночь (1) и (2) когда мы оказались на берегу (3) то увидели (4) как мерцают вдали огни на мачтах проплывающих теплоходов.
Когда художник жил в Крыму (1) он все свое время посвящал созерцанию картин природы (2) и (3) если погода располагала к прогулкам (4) часами изучал на морском берегу рисунок бесконечно бегущих одна за другою волн.
Дата добавления: 2018-05-12 ; просмотров: 1278 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник
Выполните тест и сравните ответы с эталоном в конце теста. 1
ВЫПОЛНИТЕ ТЕСТ И СРАВНИТЕ ОТВЕТЫ С ЭТАЛОНОМ В КОНЦЕ ТЕСТА.
1. Выберите правильный ответ.
1. В каком слове произносится звук [т’]?
а) назад; б) сядь; в) подключаю; г) ателье.
2. В каком ряду во всех словах правильно выделена буква, обозначающая ударный звук?
а) нАчали; прислАла;
б) искрА; мИзерный;
г) свеклА; обеспЕчение.
3. В каком слове есть суффикс -к-?
а) тарелка; б) грелка; в) гадалка; г) побелка.
4. Укажите слово, образованное приставочно-суффиксалъным способом.
а) вчистую; б) подробность; в) выдумка; г) подпись.
5. В каком ряду все слова относятся к одной части речи?
а) иногда, по-прежнему, лишь;
б) выданы, спасший, глядя;
в) в то время как, чтобы, зато;
г) своему, неужели, который.
6. Какому слову дали неверную морфологическую характеристику?
а) поднимешься — глагол 1 спряжения;
б) вздохнувший — действительное причастие прошедшего времени;
в) несколько — наречие образа действие и степени;
г) выбирая — деепричастие несовершенного вида.
7. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется О?
а) обозн..чать, благосл..вить, об..яние, пок..яние;
б) созд..вать, отр..сль, несг..раемый, откл..нить;
в) вопл..щать, изв..яние, оз..ренный, к..мплимент;
г) проск..чить, прик..сновение, к..рифей, позр..ждение.
8. В каком, ряду во всех словах пропущена проверяемая безударная гласная?
а) обозн..чать, изм..рять, сх..матичный;
б) перег..рел, ост..новиться, ч..столюбивый;
в) упр..кать, гр..фический, пол..жение;
г) подт..нуться, изб..рательный, фед..ральный.
9. В каком ряду на месте пропуска во всех словах пишется буква?
а) уча..ствовать, праз..нословный, интриган..ка;
б) инци..дент, безучас.ный, предше..ствующий;
в) сверс.ник, дилетан..ский, бесчу..ственный;
г) целос..ный, ровес..ник, бле..снуть.
10. В каком ряду во всех словах пишется удвоенная согласная?
а) ко(м,мм)ентарий, компроми(с,сс), со(ж,жж)енный;
б) как на дро(ж,жж)ах, га(л,лл)ерея, о(п,пп)озиция;
в) криста(л,лл)ьный, су(р,рр)огат, а(п,пп)атичный;
г) э(ф,фф)ект, иску(с,сс)ный, а(с,сс)истент.
11. В каком ряду на месте пропуска пишется одна и та же буква?
а) пр..должить, не..свешенный, поз..вчера;
б) пр..ближенный, пр..влекательный, пр..ступить (к делу);
в) бе..душный, бе..крайний, не..держанный;
г) под..тожить, раз..грать, до..сторический.
12. В каком ряду во всех словах пишется НН?
а) исправле..ый, лу..ый свет, ветре..ый день;
б) свяще..ый долг, увенча..ый, стари..ый;
в) листы приклее..ы, написа..ый, серебря..ый;
г) потеря..ый, плете..ая корзина, очище..ый от снега.
13. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
а) Свои (не)былицы он с удовольствием рассказывал всем своим друзьям.
б) Этот человек (не)лишён воображения.
в) Его (не)доумевающий взгляд я надолго запомнил.
г) (Не)смотря на сгущавшиеся на небе тучи, мы всё-таки отправились на прогулку.
14. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется Е?
а) на яблон. увид..л, прерыва..мый;
б) по алле. наде..вшийся, ноч..вать;
в) (куст) колется, колебл..мый, по волчь..м следам;
г) (он) маш..т, в весенн..м воздухе, независ..мый.
15. В каком ряду все слова пишутся через дефис?
а) (во)первых; (премьер)министр, (пол)листа;
б) (в)одиночку, (темно)зеленый, (как)будто;
в ) (по)дружески, жить (по)новому, (пол)часа;
г) (экс)чемпион, (кое)кто, (по)старому обычаю.
16. В каком ряду все слова пишутся слитно?
а) (с)начала отказался; (в)связи с ремонтом;
б) иметь (в)виду; остановился, что(бы) подождать друга;
в) договориться (на)счет работы; он то(же) хотел этого;
г) как(же) я ему скажу об этом?; то(же) самое происходит и со мной.
17. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется И?
а) лож..шься, колебл..мый, возле дорог..;
б) держ..мся, увид..вший, в памят..;
в) хоч.шь, независ..мый, у яблон..;
г) посмотр..м, выпла..ивший, на тетрад..
18. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?
1) вычерк..вать; 2) предприимч..вый; 3) ухаж..вать; 4) стержн..вой;
а) 1, 3, 4; б) 4,5; в) 1, 4, 5; г) 5.
19. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на мест которых пишется И?
Как он н(1) старался, как н(2) лез из кожи, чтобы только заслужить благосклонность начальства своим усердием, н(3)кто из столоначальников н(4) обращал на него н(5)какого внимания.
а)1, 3, 5; 6)2,3,4; в) 1, 2, 3, 5; г) 3,5.
20. Укажите двусоставное предложение.
а) Срочно примите меры.
6) Многим принятое решение показалось слишком рискованным.
в) К вечеру повеяло прохладой.
г) Нас вызывают на совещание.
21. Какому предложению дана неверная синтаксическая, характеристика?
а) Нам пришлось уехать из деревни. (безличное)
б) Он спросил, не я ли написал письмо. (сложноподчиненное, с придаточным изъяснительным)
в) Нам пообещали немедленно сообщать, все новости (неопределенно-личное)
г) Холодно, но нам не терпелось ехать дальше. (простое, осложнено однородными членами)
22. У кажите сложное предложение с придаточным определительным.
а) Мы встретились там, где расстались вчера вечером.
б) Я понял, где можно найти книгу.
в) Дом, где жила моя мама, находился в центре города.
г) Даже если они узнают, где находятся восток, запад, север и юг, ничего не изменится: они потеряли направление!
23 . Укажите сложное предложение с параллельным подчинением придаточных.
а) Когда он вскочил в седло, всадник уже скрылся в роще, которая тянулась вдоль луга.
б) Он заявил, что видел того человека, который приходил к его отцу.
в) Едва только стемнело, едва только наши гости поужинали, в двери постучали.
г) Она не смогла приехать вовремя, потому что задержалась в городе, чтобы повидать отца.
24. В каком предложении на месте пропуска следует поставить тире?
а) Я_честный человек и всегда говорю правду.
б) Моя сестра _добрая и умная.
в) Первая пороша _как белая июньская ночь.
г) Ни гор, ни неба, ни земли _ничего не было видно.
25. В каком предложении на месте пропуска следует поставить запятую?
а) Мы увидели заросли земляники и лесной малины_ и решили набрать ягоды.
б) А он только жевал хлеб_да посмеивался.
в) Идти приходилось как днем_так и ночью.
г) Я смотрел на освещенный луной сад и крышу_и вдыхал живительный воздух ночи.
26. В каком предложении на месте пропусков нужно поставить запятую?
а) Он _наверняка_ знал, что в этом заброшенном доме никто давно не живет.
б) Разговор опять принял _как будто бы_ самый мирный оборот.
в) Сквозь тучи на небе просвечивало солнце, и это _казалось_ мне хорошим предзнаменованием.
г) Весь тираж уже отпечатан, и _вероятно_ книга на днях поступит в продажу.
27. Укажите правильный вариант постановки знаков препинания.
Вспыхнувшую (1) на востоке (2) зарю (3) тотчас опять заволокло туманом(4) наполненным прохладной болотной сыростью.
а) 1,2; 6)1,3,4; в) 3, 4; г) 4.
28. В каком предложении на месте пропусков запятые не ставятся?
а) Майскими короткими ночами _отгремев_ закончились бои.
б) Вся бригада _не покладая рук_ трудилась целый день.
в) Леса _несмотря на тропический зной_ не отличались пышностью.
г) Лишь ветер злой _бушуя_ воет.
29. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Холодные осенние тени (1) бродили по лесу (2) голые деревья (3) в котором (4) замерли в ожидании зимы.
а) 2; б) 1, 3; в) 3; г) 3, 4.
30. В каком предложении запятая перед И не ставится?
а) Этого человека я взял к себе в проводники_ и с ним же я отправился на охоту.
б) Вот построили новую ветку метро_ и жителям района стало удобно добираться до работы.
в) Ветер пел заунывную песню_ и пробуждал в моей душе какое-то смутное воспоминание о минувшей весне.
г) Мелодично звенели вершины сосен_ и едва слышно перешептывались осинки.
31. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Над Волгой уже синела летняя ночь (1) и (2) когда мы спустились с пристани (3) увидели (4) как сияют огни на мачтах подбегающего парохода.
а) 1,3; 6)1,2,3; в)1,2, 3, 4; г) 2, 3.
32. В каких предложениях на месте пропуска ставится двоеточие?
1) Снега долго не было_ на санях начали ездить лишь в декабре.
2) Всем известно_ на рыбной ловле разговаривать нельзя.
3) Слова подобны листьям_ дерево, производящее их очень много, приносит мало плодов.
4) Кошки дерутся_ мышам раздолье.
5) Чуть-чуть внимательнее будь_ многое уже не повторится.
а) 1, 3, 4; б) 2, 3, 5; в) 4, 5; г) 1, 2, 3.
33. Как объяснить постановку двоеточия в этом предложении?
Когда работа интересная, то времени не замечаешь: все мысли, все чувства тоже заняты работой, им некогда «смотреть» на часы.
а) Первая часть бессоюзного предложения указывает на условие совершения того, о чем говорится во второй части.
б) Первая часть бессоюзного предложения противопоставлена по содержанию второй части.
в) Вторая часть бессоюзного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.
г) Вторая часть поясняет содержание первой.
34. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Нам приходилось ходить в школу через речку по мосту (1) и (2) когда начиналось половодье (3) единственным транспортным средством (4) оказывалась лодка.
а) 1,2,3; 6)1,2,3,4; в) 1, 3; г) 1, 4.
Прочитайте текст. Выполните задания 35-41.
35. Какое предложение в этом тексте должно быть первым?
(1). (2) Ученые тогда не располагали ни изолированными проводами, ни качественной измерительной техникой. (3)Пытаясь зарядить «небесным» электричеством лейденскую банку, погиб верный помощник Ломоносова — Рихман. (4) Сам Михаил Васильевич во время этих опытов тоже не раз подвергался смертельной опасности. (5) . новое влекло неудержимо. (6) Недаром Ломоносов записывал в дневнике: «Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением».
а) Объективное изучение природы потребовало от ученых создать разнообразные приборы для измерения различных физических процессов.
б) Сейчас, зная строение вещества, легко объяснить, как в воздухе образуются электрические заряды.
в) Длина молнии порою достигает нескольких километров, и она почти всегда сопровождается громом.
г) Гроза как атмосферное явление издавна приковывала к себе внимание исследователей.
36. Какое слово (сочетание слов) должно стоять в начале предложения 5?
а) Однако; б) Поэтому; в) Хотя; г) Вместе с тем.
37. В каком из приведенных ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
а) Ломоносов стремился познать природу молнии, для этой цели он совместно с Рихманом разработал специальное устройство, которое называлось лейденская банка.
б) Ученые, пытаясь разгадать тайну молнии, рисковали жизнью, потому что отсутствовала надежная измерительная техника.
в) Рихман, чтобы исследовать молнии, разработал лейденскую банку, но прибор оказался некачественным, и ученый во время экспериментов погиб.
г) Ученые долго время искали способ зарядить электричеством лейденскую банку, но отсутствие изоляционных средств сделали эту работу смертельно опасной.
38. Каким членом предложения является подчеркнутое слово в предложении 5?
а) обстоятельством; б) определением; в) подлежащим; г) сказуемым.
39. Из предложения 2 выпишите словосочетание со связью примыкание.
40. Из предложения 6 выпишите частицу (частицы).
41. В каком предложении есть деепричастие?
42. Укажите средства связи этих предложений:
Чехов завершал эпоху критического реализма, достигнув в своем критицизме особенной остроты. Горький открывал новую эпоху, утверждавшую новые ценности в литературе.
1) лексический повтор; 2) вводное слово; 3) антоним; 4) наречие; 5) синтаксический параллелизм.
а) 1,2,3; 6)1,3,5; в) 4, 5; г) 3, 4.
43. Какое из перечисленных слов имеет значение «очень редкая вещь»?
а) раритет; б) суррогат; в) шедевр; г) экстракт.
44. В каком ряду все слова являются синонимами?
а) обожать, души не чаять, превозносить;
б) грустить, вешать нос, сдаться;
в) известный, гениальный, популярный;
г) средний, посредственный, так себе.
45. Какое (ие) средство(-а) выразительности использует(-ют)ся в этом фрагменте?
Жизнью следует наслаждаться, будто превосходным вином, глоток за глотком, с передышкой. Даже лучшее вино теряет для нас всякую прелесть, мы перестаем его ценить, когда пьем, как воду.
1) гипербола; 2) перифраз; 3) сравнение; 4) антитеза; 5) парцелляция; 6) градация.
а) 1,2; 6)4,5; в) 3, 4; г) 1,6.
46. В каком предложении вместо слова ВРАЖДЕБНЫЙ нужно употребить ВРАЖЕСКИЙ?
а) Мы не ожидали столь холодного, даже ВРАЖДЕБНОГО приема.
б) В этом капризном воздухе была нарядность юга, его подчеркнутая, ВРАЖДЕБНАЯ северу, красота.
в) Вокруг этого населенного пункта расположился ВРАЖДЕБНЫЙ полк.
г) В народных сказках животные иногда выступают в качестве ВРАЖДЕБНОЙ силы, опасной для людей.
47. Где приведена неправильно образованная форма слова?
а) килограмм яблок; б) самый красивейший; в) классные шоферы; г) согласно его приказу.
48. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Анализируя состав слова,
а) у меня возник вопрос.
б) часто не указывается основа.
в) мне поставили «отлично».
г) укажите его морфемы.
49. Найдите предложения без грамматических ошибок.
1) Мы не согласны с теми, кто ругает нынешнюю молодёжь.
2) Юноши готовились к соревнованиям джигитов, считавшимся у горцев большим событием.
3) Ученые сравнивают и наблюдают за жизнью животных.
4) Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открывается путь к внутренней свободе.
5) Доктор долго ходил по лабиринту улиц, проложенных без всякого плана.
а) 1, 2, 5; б) 2, 3, 4; в) 3, 5; г) 1.
50. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения можно заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
а) В романе герой переживал тот сложный жизненный этап разочарований, через который проходит каждый человек.
б) Только увлечение создаёт то напряжение духовных сил, которое обеспечивает развитие способностей.
в) Однажды, роясь среди книг, я нашел рукопись, которая осталась от моего отца.
г) Он подолгу работал над стихами, которые еще опубликуют литературные журналы.
Источник
Иван Тургенев — Лес и степь: Рассказ
…И понемногу начало назад
Его тянуть: в деревню, в темный сад,
Где липы так огромны, так тенисты,
И ландыши так девственно душисты,
Где круглые ракиты над водой
С плотины наклонились чередой,
Где тучный дуб растет над тучной нивой,
Где пахнет конопелью да крапивой…
Туда, туда, в раздольные поля,
Где бархатом чернеется земля,
Где рожь, куда ни киньте вы глазами,
Струится тихо мягкими волнами.
И падает тяжелый желтый луч
Из-за прозрачных, белых, круглых туч;
Там хорошо ………(Из поэмы, преданной сожжению.)
Читателю, может быть, уже наскучили мои записки; спешу успокоить его обещанием ограничиться напечатанными отрывками; но, расставаясь с ним, не могу не сказать несколько слов об охоте.
Охота с ружьем и собакой прекрасна сама по себе, für sich, как говаривали в старину; но, положим, вы не родились охотником: вы всё-таки любите природу; вы, следовательно, не можете не завидовать нашему брату… Слушайте.
Знаете ли вы, например, какое наслаждение выехать весной до зари? Вы выходите на крыльцо… На темно-сером небе кое-где мигают звезды; влажный ветерок изредка набегает легкой волной; слышится сдержанный, неясный шёпот ночи; деревья слабо шумят, облитые тенью. Вот кладут ковер на телегу, ставят в ноги ящик с самоваром. Пристяжные ежатся, фыркают и щеголевато переступают ногами; пара только что проснувшихся белых гусей молча и медленно перебирается через дорогу. За плетнем, в саду, мирно похрапывает сторож; каждый звук словно стоит в застывшем воздухе, стоит и не проходит. Вот вы сели; лошади разом тронулись, громко застучала телега… Вы едете — едете мимо церкви, с горы направо, через плотину… Пруд едва начинает дымиться. Вам холодно немножко, вы закрываете лицо воротником шипели; вам дремлется. Лошади звучно шлепают ногами по лужам; кучер посвистывает. Но вот вы отъехали версты четыре… Край неба алеет; в березах просыпаются, неловко перелетывают галки; воробьи чирикают около темных скирд. Светлеет воздух, видней дорога, яснеет небо, белеют тучки, зеленеют поля. В избах красным огнем горят лучины, за воротами слышны заспанные голоса. А между тем заря разгорается; вот уже золотые полосы протянулись по небу, в оврагах клубятся пары; жаворонки звонко поют, предрассветный ветер подул — и тихо всплывает багровое солнце. Свет так и хлынет потоком; сердце в вас встрепенется, как птица. Свежо, весело, любо! Далеко видно кругом. Вон за рощей деревня; вон подальше другая с белой церковью, вон березовый лесок на горе; за ним болото, куда вы едете… Живее, кони, живее! Крупной рысью вперед. Версты три осталось, не больше. Солнце быстро поднимается; небо чисто… Погода будет славная. Стадо потянулось из деревни к вам навстречу. Вы взобрались на гору… Какой вид! Река вьется верст на десять, тускло синея сквозь туман; за ней водянисто-зеленые луга; за лугами пологие холмы; вдали чибисы с криком вьются над болотом; сквозь влажный блеск, разлитый в воздухе, ясно выступает даль… не то, что летом. Как вольно дышит грудь, как бодро движутся члены, как крепнет весь человек, охваченный свежим дыханьем весны.
А летнее, июльское утро! Кто, кроме охотника, испытал, как отрадно бродить на заре по кустам? Зеленой чертой ложится след ваших ног по росистой, побелевшей траве. Вы раздвинете мокрый куст — вас так и обдаст накопившимся теплым запахом ночи; воздух весь напоен свежей горечью полыни, медом гречихи и «кашки»; вдали стеной стоит дубовый лес и блестит и алеет на солнце; еще свежо, но уже чувствуется близость жары. Голова томно кружится от избытка благоуханий. Кустарнику нет конца… Кое-где разве вдали желтеет поспевающая рожь, узкими полосками краснеет гречиха. Вот заскрипела телега; шагом пробирается мужик, ставит заранее лошадь в тень… Вы поздоровались с ним, отошли — звучный лязг косы раздается за вами. Солнце всё выше и выше. Быстро сохнет трава. Вот уже жарко стало. Проходит час, другой… Небо темнеет по краям; колючим зноем пышет неподвижный воздух.
— Где бы, брат, тут напиться? — спрашиваете вы у косаря.
— А вон, в овраге, колодезь.
Сквозь густые кусты орешника, перепутанные цепкой травой, спускаетесь вы на дно оврага. Точно: под самым обрывом таится источник; дубовый куст жадно раскинул над водою свои лапчатые сучья; большие серебристые пузыри, колыхаясь, поднимаются со дна, покрытого мелким, бархатным мхом. Вы бросаетесь на землю, вы напились, но вам лень пошевельнуться. Вы в тени, вы дышите пахучей сыростью; вам хорошо, а против вас кусты раскаляются и словно желтеют на солнце. Но что это? Ветер внезапно налетел и промчался; воздух дрогнул кругом: уж не гром ли? Вы выходите из оврага… что за свинцовая полоса на небосклоне? Зной ли густеет? туча ли надвигается. Но вот слабо сверкнула молния… Э, да это гроза! Кругом еще ярко светит солнце: охотиться еще можно. Но туча растет: передний ее край вытягивается рукавом, наклоняется сводом. Трава, кусты, всё вдруг потемнело… Скорей! вон, кажется, виднеется сенной сарай… скорее. Вы добежали, вошли… Каков дождик? каковы молнии? Кое-где сквозь соломенную крышу закапала вода на душистое сено… Но вот солнце опять заиграло. Гроза прошла; вы выходите. Боже мой, как весело сверкает всё кругом, как воздух свеж и жидок, как пахнет земляникой и грибами.
Но вот наступает вечер. Заря запылала пожаром и обхватила полнеба. Солнце садится. Воздух вблизи как-то особенно прозрачен, словно стеклянный; вдали ложится мягкий пар, теплый на вид; вместе с росой падает алый блеск на поляны, еще недавно облитые потоками жидкого золота; от деревьев, от кустов, от высоких стогов сена побежали длинные тени… Солнце село; звезда зажглась и дрожит в огнистом море заката… Вот оно бледнеет; синеет небо; отдельные тени исчезают, воздух наливается мглою. Пора домой, в деревню, в избу, где вы ночуете. Закинув ружье за плечи, быстро идете вы, несмотря на усталость… А между тем наступает ночь; за двадцать шагов уже не видно; собаки едва белеют во мраке. Вон над черными кустами край неба смутно яснеет… Что это? пожар. Нет, это восходит луна. А вон внизу, направо, уже мелькают огоньки деревни… Вот наконец и ваша изба. Сквозь окошко видите вы стол, покрытый белой скатертью, горящую свечу, ужин…
А то велишь заложить беговые дрожки и поедешь в лес на рябчиков. Весело пробираться по узкой дорожке, между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью. Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы. Вы едете по зеленой, испещренной тенями дорожке; большие желтые мухи неподвижно висят в золотистом воздухе и вдруг отлетают; мошки вьются столбом, светлея в тени, темнея на солнце; птицы мирно поют. Золотой голосок малиновки звучит невинной, болтливой радостью: он идет к запаху ландышей. Далее, далее, глубже в лес… Лес глохнет… Неизъяснимая тишина западает в душу; да и кругом так дремотно и тихо. Но вот ветер набежал, и зашумели верхушки, словно падающие волны. Сквозь прошлогоднюю бурую листву кое-где растут высокие травы; грибы стоят отдельно под своими шляпками. Беляк вдруг выскочит, собака с звонким лаем помчится вслед…
И как этот же самый лес хорош поздней осенью, когда прилетают вальдшнепы! Они не держатся в самой глуши: их надобно искать вдоль опушки. Ветра нет, и нет ни солнца, ни света, ни тени, ни движенья, ни шума; в мягком воздухе разлит осенний запах, подобный запаху вина; тонкий туман стоит вдали над желтыми полями. Сквозь обнаженные, бурые сучья деревьев мирно белеет неподвижное небо; кое-где на липах висят последние золотые листья. Сырая земля упруга под ногами; высокие сухие былинки не шевелятся; длинные нити блестят на побледневшей траве. Спокойно дышит грудь, а на душу находит странная тревога. Идешь вдоль опушки, глядишь за собакой, а между тем любимые образы, любимые лица, мертвые и живые, приходят на память, давным-давно заснувшие впечатления неожиданно просыпаются; воображенье реет и носится, как птица, и всё так ясно движется и стоит перед глазами. Сердце то вдруг задрожит и забьется, страстно бросится вперед, то безвозвратно потонет в воспоминаниях. Вся жизнь развертывается легко и быстро, как свиток; всем своим прошедшим, всеми чувствами, силами, всею своею душою владеет человек. И ничего кругом ему не мешает — ни солнца нет, ни ветра, ни шуму…
А осенний, ясный, немножко холодный, утром морозный день, когда береза, словно сказочное дерево, вся золотая, красиво рисуется на бледно-голубом небе, когда низкое солнце уж не греет, но блестит ярче летнего, небольшая осиновая роща вся сверкает насквозь, словно ей весело и легко стоять голой, изморозь еще белеет на дне долин, а свежий ветер тихонько шевелит и гонит упавшие покоробленные листья, — когда по реке радостно мчатся синие волны, мерно вздымая рассеянных гусей и уток; вдали мельница стучит, полузакрытая вербами, и, пестрея в светлом воздухе, голуби быстро кружатся над ней…
Хороши также летние туманные дни, хотя охотники их и не любят. В такие дни нельзя стрелять: птица, выпорхнув у вас из-под ног, тотчас же исчезает в беловатой мгле неподвижного тумана. Но как тихо, как невыразимо тихо всё кругом! Всё проснулось, и всё молчит. Вы проходите мимо дерева — оно не шелохнется: оно нежится. Сквозь тонкий пар, ровно разлитый в воздухе, чернеется перед вами длинная полоса. Вы принимаете ее за близкий лес; вы подходите — лес превращается в высокую грядку полыни на меже. Над вами, кругом вас — всюду туман… Но вот ветер слегка шевельнется — клочок бледно-голубого неба смутно выступит сквозь редеющий, словно задымившийся пар, золотисто-желтый луч ворвется вдруг, заструится длинным потоком, ударит по полям, упрется в рощу — и вот опять всё заволоклось. Долго продолжается эта борьба; по как несказанно великолепен и ясен становится день, когда свет наконец восторжествует и последние волны согретого тумана то скатываются и расстилаются скатертями, то взвиваются и исчезают в глубокой, нежно сияющей вышине…
Но вот вы собрались в отъезжее поле, в степь. Верст десять пробирались вы по проселочным дорогам — вот, наконец, большая. Мимо бесконечных обозов, мимо постоялых двориков с шипящим самоваром под навесом, раскрытыми настежь воротами и колодезем, от одного села до другого, через необозримые поля, вдоль зеленых конопляников, долго, долго едете вы. Сороки перелетают с ракиты на ракиту; бабы, с длинными граблями в руках, бредут в поле; прохожий человек в поношенном нанковом кафтане, с котомкой за плечами, плетется усталым шагом; грузная помещичья карета, запряженная шестериком рослых и разбитых лошадей, плывет вам навстречу. Из окна торчит угол подушки, а на запятках, на кульке, придерживаясь за веревочку, сидит боком лакей в шинели, забрызганный до самых бровей. Вот уездный городок с деревянными кривыми домишками, бесконечными заборами, купеческими необитаемыми каменными строениями, старинным мостом над глубоким оврагом… Далее, далее. Пошли степные места. Глянешь с горы — какой вид! Круглые, низкие холмы, распаханные и засеянные доверху, разбегаются широкими волнами; заросшие кустами овраги вьются между ними; продолговатыми островами разбросаны небольшие рощи; от деревни до деревни бегут узкие дорожки; церкви белеют; между лозниками сверкает речка, в четырех местах перехваченная плотинами; далеко в поле гуськом торчат драхвы; старенький господский дом со своими службами, фруктовым садом и гумном приютился к небольшому пруду. Но далее, далее едете вы. Холмы всё мельче и мельче, дерева почти не видать. Вот она наконец — безграничная, необозримая степь!
А в зимний день ходить по высоким сугробам за зайцами, дышать морозным, острым воздухом, невольно щуриться от ослепительного мелкого сверканья мягкого снега, любоваться зеленым цветом неба над красноватым лесом. А первые весенние дни, когда кругом все блестит и обрушается, сквозь тяжелый пар талого снега уже пахнет согретой землей, на проталинках, под косым лучом солнца, доверчиво поют жаворонки, и, с веселым шумом и ревом, из оврага в овраг клубятся потоки…
Однако пора кончить. Кстати заговорил я о весне: весной легко расставаться, весной и счастливых тянет вдаль… Прощайте, читатель; желаю вам постоянного благополучия.
Источник