К 150-летию со дня рождения Александра Куприна: изучаем творчество писателя вместе с МЭШ

К 150-летию со дня рождения Александра Куприна: изучаем творчество писателя вместе с МЭШ

Однажды Александр Иванович Куприн сказал, что «сделался писателем случайно», а до этого примерил на себя не одну профессию. Сегодня Куприн — классик русской литературы, которого знают и любят в нашей стране, а школьники читают его произведения на уроках.

Александр Куприн родился в 1870 году в Пензенской губернии, через некоторое время вместе с матерью переехал в Москву, а в шесть лет был отдан в Московский Разумовский пансион. Чуть позже Саша поступает в кадетский корпус, после которого продолжает военное образование. Все это время в нем зреет мечта стать «поэтом или романистом». Более подробно познакомиться с биографией писателя можно с помощью видео из Библиотеки МЭШ.

Удивительный мастер художественного слова, реалист и правдоискатель, Александр Куприн в своей прозе зачастую обращался к собственным воспоминаниям. Например, в повести «Кадеты» нашли отражение факты его биографии времен обучения в кадетском корпусе. О том, какие еще моменты жизни автора отразились в его произведениях, расскажет видео.

Тема, о которой Куприн говорил с трепетом, — это, конечно, любовь. Пожалуй, самым известным его произведением, посвященным этому чувству, стала повесть «Гранатовый браслет». Вспомнить ее содержание поможет интерактивное приложение.

Библиотека МЭШ — это сервис проекта «Московская электронная школа», разработанный Департаментом образования и науки города Москвы совместно с Департаментом информационных технологий. В Библиотеке размещен широкий спектр образовательных материалов: более 48 тысяч сценариев уроков и 3660 видеоуроков, свыше 1500 электронных учебных пособий, 348 учебников, свыше 120 тысяч образовательных интерактивных приложений, 7 уникальных виртуальных лабораторий по физике и математике, 245 произведений художественной литературы, а также огромное количество тестовых заданий, соответствующих содержанию ОГЭ и ЕГЭ, и многое другое.

Источник



Сегодня 150 лет со дня рождения А. И. Куприна

Александр Иванович Куприн родился 7 сентября 1870 года. Сегодня у него юбилей — 150 лет.

Какое ни откроешь произведение Куприна, всё у него о любви. Не случайно мы находим в его произведениях удивительные признания и оценки того состояния человека, который умеет по-настоящему любить: «Сила любовной страсти уравнивает все разницы: пола, крови, происхождения, возраста и даже социального положения – так велика её блаженная и блажная мощь!»

Конец 19 века и начало 20-го отмечены образцами непостижимо высокими образцами любви, запечатленными в поэзии, прозе. Удивительно, что отображенные великими мастерами слова образцы любви существовали и в реальной жизни. Хотя Александр Иванович Куприн сетовал: «Люди в наше время разучились любить».

Он, вероятно, был прав. Но это было то время, когда началось незримое глазу убывание высоких и благородных чувств под воздействием пошлой буржуазной морали. Поэтому мы находим у Куприна совершенно органичный упрек – мужчинам, прежде всего: «Виноваты мужчины, в двадцать лет пресыщенные, с цыплячьими телами и заячьими душами, неспособные к сильным желаниям, к героическим поступкам, к нежности и обожанию перед любовью. Помяни мое слово, что лет через тридцать женщины займут в мире неслыханную власть. Они будут одеваться, как индийские идолы. Они будут попирать нас, мужчин, как презренных. низкопоклонных рабов. Их сумасбродные прихоти и капризы станут для нас мучительными законами. И все оттого, что мы целыми поколениями не умели преклоняться и благоговеть перед любовью. Это будет месть».

В нынешнее время, когда мы окидываем пристальным взором жизнь вокруг, когда ТВ и Интернет — хотим мы этого или не хотим — вбивает в наше сознание примеры гнуснейших отношений между полами, вообще меж людьми, то эти откровения Куприна или его героев воспринимаются сейчас как предупреждающее пророчество. Но оно, это пророчество большого мастера необыкновенных произведений о любви, в наше время не учитывается беспечным к своей душе и судьбе поколением. И до боли в сердце уже кажется: это поколение не способно понять очевидной ясности, которая светится полыхающим огнем в самых ярких купринских произведениях : «В любви помогает только любовь», — говорится в каждом из них».

Так или иначе, поневоле смотришь ныне каналы телевидения, где оформленные в блистательные телеса персонажи НЕ ЛЮБЯТ, а «занимаются любовью», воспринимаешь немудреное купринское отрицание этого занятия и мысленно повторяешь вслед за ним:
«Нет ничего омерзительнее любви по принуждению».
Нынче всю Россию прекрасно украшают великолепные храмы, вновь созданные или отреставрированные. Это замечательно. Русским просторам они нужны как возрождение духа народного и для восторга от прекрасных чувств, которые зовут к совершенству. В храмах теперь венчаются. Но венчающихся хочется спросить, знают ли они слова апостола Павла: «… Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине: Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится».

И у Куприна мы находим этот пронзительный и справедливый риторический вопрос: «Ну скажи же, моя милая, по совести, разве каждая женщина в глубине своего сердца не мечтает о такой любви – единой всепрощающей, на все готовой, скромной и самоотверженной?» Этот вопрос как раз в духе апостольского определения истинной ЛЮБВИ.

Слежу за политикой, вникаю в экономику, читаю книги, смотрю фильмы, картины художников, слушаю музыку. Прекрасным восторгаюсь, наполняю душу им, желая быть лучше, умнее, добрее, чтобы не потерять что-то личное, самобытное, индивидуальное, если оно во мне есть…

Но откровения А.И Куприна, открывшего нам, как апостол Павел, что есть ЛЮБОВЬ, покоряют своей простотой и правдой:

«Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте, не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви!»

Спасибо, Михаил Кириллович, проникновенно рассказали о большом писателе А.И.КУПРИНЕ и о самом красивом человеческом чувстве — о любви. О которой все рассказы писателя.
В студенческие годы я очень увлекалась произведениями Александра Ивановича.
В то время как раз был экранизирован его «Поединок». Помню, с каким благоговением смотрела этот фильм. И волнение было — до слёз.

А.И.Куприн в течение всей жизни и сейчас — один из моих любимейших писателей. Он умеет, как мало кто другой, растрогать, разволновать читателя.

Да, сейчас о любви представление совершенно извращено. Страшно говорить на эту тему. Полное «озверение».

Спасибо Вам за Вашу искреннюю, человеческую миниатюру. С глубоким уважением, Альбина Васильевна.

Ваша «Жизнь среди растений» — это тоже проявление чудесной любви к профессии, к людям, которым Вы дарите цветы и любовь.

Михаил Мороз 09.09.2020 11:09 Заявить о нарушении Сердечное спасибо, Михаил Кириллович, за волнующие слова понимания. С самыми добрыми пожеланиями, Альбина Васильевна.

Источник

«Этот загадочный Куприн». К 150-летию со дня рождения писателя

«Этот загадочный Куприн». К 150-летию со дня рождения писателя

7 сентября 2020 года исполнилось 150 лет со дня рождения Александра Ивановича Куприна, выдающегося русского писателя, мастера слова, переводчика.

В Тюменской областной научной библиотеке им. Д. И. Менделеева к юбилею писателя подготовлена книжно-иллюстративная выставка «Этот загадочный Куприн», которая предлагает вспомнить самые интересные и необычные моменты его жизни и творчества.

Вниманию читателей представлены произведения А. Куприна: это и неувядаемые страницы любви – «Олеся», «Гранатовый браслет», «Суламиф», «Яма» (Куприн, Александр Иванович (1870-1938). Повести о любви / А. И. Куприн ; [Послесл. В. Чалмаева. — Тула : Приок. кн. изд-во, 1992. — 461, [2] с.), и духовная проза – «Московская пасха», «Пасхальные яйца», «Воскресение и жизнь. », «Начальница тяги» и др. (Пасхальная проза русских классиков / [сост. С. С. Лыжина]. — Москва : Вече, 2018. — 316 с.). Здесь же – произведения для детей: рассказы «Слон», «Скворцы», «Белый пудель» (Куприн, Александр Иванович (1870-1938). Белый пудель : рассказы и повести / А. И. Куприн ; худож. М. Т. Калибеков. — Киев : Радянська школа, 1985. — 383 с. : ил.)

Один из ценных документов, реалистично раскрывающих образ и характер А. Куприна, – воспоминания Ксении Александровны Куприной, дочери писателя (Куприна, Ксения Александровна. Куприн — мой отец / К. А. Куприна ; [Послесл. О. Михайлова]. — 2-е изд, испр. и доп. — Москва : Художественная литература, 1979. — 287 с., 9 л. ил.). Автор приводит множество интересных архивных свидетельств, в частности переписку Куприна с родными и знакомыми. Это дает возможность лучше понять сложный характер писателя. Ксения Александровна посвящает целую главу последнему нелегкому году жизни А. И. Куприна на родине.

Куприн – человек, который успел поразительно много и который вошел в русскую литературу с несмываемой печатью беллетриста. Читатель сможет познакомиться с его статьями, дневниковыми записями в наиболее полном издании: Куприн, Александр Иванович (1870-1938). Собрание сочинений. В 9 томах. Т. 9. Воспоминания. Статьи, рецензии, заметки / А. И. Куприн ; под общ. ред. Н. Н. Акоповой [и др.] ; сост., подгот. текста и примеч. Ф. Кулешова. — Москва : Художественная литература, 1973. — 336 с. : ил.

Книжная экспозиция порадует и другими материалами о жизни и творчестве А. И. Куприна.

Приглашаем посетить книжно-иллюстративную выставку с 10 сентября по 10 ноября 2020 года.

Источник

Разный Куприн

Сегодня исполняется 150 лет со дня рождения Александра Ивановича Куприна — большого русского писателя, потрясающего мастера слова, талант которого высоко ценили и Бунин, и Горький, и даже Толстой. В современной России он, слава богу, не забыт. Он один из наиболее читаемых классиков русской прозы, его постоянно экранизируют. И при жизни Куприн успел удостоиться огромной славы, особенно после выхода в 1905 году повести «Поединок».

Если бы я попытался детально изложить бурную биографию Куприна, не хватило бы и газетной полосы. Поэтому коротко.

Родился в уездном городе Наровчате (сейчас Пензенская область) в семье чиновника. Мать, урожденная Кулунчакова, происходила из рода татарских князей. Отсюда «татарская» внешность Куприна. Рано потеряв отца, был отдан матерью в Разумовское училище. Затем — в Московскую военную гимназию. Наконец поступил в Александровское военное училище, откуда вышел в чине подпоручика.

Несколько лет военной службы в провинции послужили материалом к «Поединку». Кто-то считает, что этой повестью Куприн «опозорил» русскую армию, но это не так. Он рассказал правду об армейской жизни в провинции, где, да, карты, кутежи, а еще и «дуэли», которые зачем-то в конце своего правления официально разрешил император Александр III. (Напомню, что дуэли всегда были запрещены в России. При Петре I за них вешали, победителя — за шею, убитого — за ноги.)

Выйдя в отставку, переехал в Киев, не имея никакой гражданской профессии. Много скитался, занимаясь разными занятиями. В 1901 году стал известен как писатель, переехал в Петербург и стал работать секретарем «Журнала для всех». Познакомился с Горьким и Буниным. Горький много помог Куприну, печатая его в издательстве «Знание», неслучайно повесть «Поединок» была посвящена Горькому. (Потом Куприн это посвящение снял, их развела революция.)

Корней Чуковский вспоминал, что Куприн обладал необыкновенным умением сближаться с людьми разных профессий — «с шахтерами, банщиками, мастеровыми, карманниками, фальшивомонетчиками, взломщиками несгораемых касс, укротителями тигров и львов. » Это и позволило ему населить свой литературный мир таким количеством разных и интересных людей. Такого обилия «профессиональных» персонажей, пожалуй, не встретишь ни у одного писателя. Для того, чтобы написать роман «Яма» о публичном доме, он легко общался и с проститутками.

И еще как у писателя у него было острое зрение и звериный нюх. Тот же Чуковский вспоминал: «Про чахлого и глуховатого М. П. Арцыбашева, прославлявшего в своих произведениях радости здорового и могучего тела, Куприн говорил убежденно:

— Не может быть хорошим беллетристом близорукий и глухой человек, страдающий к тому же хроническим насморком.

У него самого было обоняние звериное, и в своих рассказах он никогда не забывал отмечать, что, например, лавки торгового ряда пахнут кумачом, керосином и крысами; а комнаты старого клуба — кислым тестом, карболкой и сыростью; а морская вода во время прибоя — резедой; а свежие девушки — арбузом и парным молоком; а белая акация — конфетами; а прихожая перед балом в офицерском собрании, когда туда съезжаются нарядные женщины, — морозом, духами, пудрой и лайковыми перчатками».

Февральскую революцию встретил восторженно, примкнул к эсерам, но вот Октябрьский переворот и «военный коммунизм» не принял решительно. В Гатчине поступил на службу в белую армию в качестве корреспондента. После победы Красной армии оказался в Париже, где влачил полунищенское существование.

Бунин писал: «Я как-то встретил его в Париже на улице и внутренне ахнул, и следа не осталось от прежнего Куприна! Он плелся такой худенький, слабенький, что казалось, первый порыв ветра сдует его с ног, он не сразу узнал меня, потом обнял с такой трогательной нежностью, с такой грустной кротостью, что у меня слезы навернулись на глаза».

Это был тот Куприн, силач, спортсмен, который легко одной рукой поднимал за ножку тяжелое кресло.

Сказалось еще, будем говорить прямо, многолетнее пьянство Куприна, не оставившее его и в эмиграции.

В 1937 году по решению советских властей Александра Ивановича Куприна вернули на Родину. Газета «Правда» писала от 30 мая 1937 года:

«29 мая выехал из Парижа в Москву возвращающийся из эмиграции на родину известный русский дореволюционный писатель — автор повестей «Молох», «Поединок», «Яма» и др. — Александр Иванович Куприн (ТАСС)».

Коротко и без эмоций.

Здесь любопытно слово «дореволюционный». Все, что писал Куприн после революции, теперь как бы подлежало забвению. Не только его «белогвардейские» статьи , но и великолепный роман «Юнкера» — как бы его покаяние за «Поединок». А ведь это лучшее, что написано в нашей литературе о русских мальчиках, будущих русских офицерах. Это дань Куприна его учебе в Александровском училище.

Конечно, это было очень странное «возвращение». Ничего на родине Куприн не написал. Через год он умер от рака пищевода. Похоронен на Волковском кладбище рядом с могилой И. С. Тургенева.

Он разный. Куприн. «Олеся» и «Гранатовый браслет». «Поединок» и «Юнкера». «Яма» о публичном доме и «Штабс-капитан Рыбников» о японском шпионе. И многое другое. Словно это все написали разные писатели. Но есть одно неотразимое общее. Великое словесное мастерство. Торжество русского реализма со всей его высочайшей мудростью и простотой.

Мы любим Куприна. Мы будем его любить всегда. Такого разного и такого неповторимого.

Источник

150 лет со дня рождения куприна
Adblock
detector
Яндекс.Метрика